Эмблема
российское алхимическое братство
Эмблема




Регистрация


Наверх

Эксперименты, касательно Серы и Меркурия

Разделы | Раздел «Алхимические тексты и рецепты» | Все Статьи | Все Авторы | Фрэнсис Бэкон
Версия для печати

Эксперименты, касательно Серы и Меркурия

Эксперименты в Супружестве, касательно Серы[1] (Sulphore) и Меркурия[2] (Mercury) – двух Принципов Парацельса [3]

Существуют два Великих Колена (Families) Вещей; Ты можешь называть их различными Именами; Серный и Меркуриальный, которые суть Слова Химиков [4]: (что до их Соли [5], которая суть их Третий Принцип, то есть Совокупность двух других [6]); Легковоспламеняющегося [7] (Inflammable) и Не Легковоспламеняющегося [8], Зрелого и Недозрелого, Маслянистого и Водянистого. Так, мы видим, что в Подземельях они точно Отцы своих Родов. Серный Камень (Brimstone) и Меркурий: В Растениях и Живых Творениях есть Вода и Масло [9]: В Низшем Воздушном Слое [10] (Inferiour Order of Pneumaticalls) существуют Воздух [11] и Пламя [12]: И в Высшем (Superiour) [слое] [13] Тела Звёзд (Starre) и Чистые Небеса. И эти Супруги, хотя они чужды [друг другу] в Примитивных Различиях Материи, всё же кажется, что они имеют множество Обоюдных Свойств (Consents): Так, Меркурий и Сера суть главенствующие Материалы [всех] Металлов; Вода и Масло – главенствующие Материалы Растений и Животных; И, кажется, [что следует оные] различать в Созревании или Варении: Пламя (согласно Вульгарному Мнению) есть лишь Разгневанный Воздух [14]; И оба они обладают Стремительностью в Движении, и они также сходны в Возможности Уступки [своего положения в материале] [15]: И Межзвёздный Небосвод (хотя бытует напрасное Мнение, будто Звезды суть Плотная Часть его Орбиты (Orbe)) имеет, вопреки всему столь большое Сходство со Звёздами, что существует его Ротация [16], подобно тому, как существует [Ротация] Звёзд. Вот почему это суть величайшие Magnalia Naturae [17], обращающие Воду или же Водный Сок в Масло или Сок Маслянистый: Великие в Природе, обращающие Серебро или Подвижное-серебро в Золото.
Исключения, что мы имеем, заключаются в Необработанной (Crude) и Водянистой Субстанциях, обращающихся Жирными и Маслянистыми – они суть четырёх разновидностей (kindes). Первая в Смешении Земли с Водою, что смешаны с помощью Солнца, совместно с Азотистой Жирностью (Nitrous Fatnesse) в большей степени, нежели любые другие из них, что отделены [друг от друга]; Как мы видим, они пускают Саженцы, в которых нуждаются оба Сока.
Вторая состоит в Ассимиляции [18] Корма (Nourishment), произведенной в Телах Саженцев и в Живых Творениях; По этой причине Саженцы обращают Сок морской Воды и Земли в великую долю Маслянистой Материи: Живые Творения, хоть большею своей частью Жирны и Мясисты, они далеки от Маслянистых Кормов (Aliments) (например Мясо и Хлеб [далеко отстоят от Масел]), всё же они также Ассимилируют в Меру Впитываемой ими Воды и так далее. Но это два Пути Перегонки (Version) Воды в Масло [19] (а именно: посредством Смешения и за счёт Ассимиляции) с помощью многочисленных Переходов [веществ] и Просачиваний, и при посредстве долгой Продолжительности мягкого Жара, и за счёт Временных Циклов (Circuits of Time).
Третья состоит в Отправной точке Гниения [20] (Putrefaction); Как в Искажённой Воде; И Матери Вод [в ходе такого Гниения] Дистиллируются [21]; Обе, что имеют качества Жирности или Маслянистости.
Четвёртая состоит в Подслащивании (Dulcoration) некоторых Металлов, как то [в случае] Saccharum Saturni [22] и так далее.
Усилие в Переводе Воды в более Маслянистую Субстанцию осуществляется посредством Варения (Disgestion); Так, Масло едва ли Нечто большее, чем Выварная Вода; И это Варение, главным образом, осуществляется за счёт Тепла [23]; Это Тепло должно быть Внешним, а не Внутренним: Вновь, оно может быть сделано при посредстве Раздражения (Provocation) или Возбуждения; Которое основано на причине (caused) Смешения Тел уже Маслянистых или же Вываренных; Потому что они в некоторой степени Передадут свою Природу остальным. Варение также крепко воздействует, за счёт прямой Ассимиляции, на переход Необработанных Тел в Тела Вываренные; Как то – Саженцы и Живые Творения, чей Корм в гораздо большей степени Необработан, чем сами их Тела: Но это Варение суть великий Указатель [24] (Compasse), как уже было сказано. Больше того, полное Овладение (Handling) этими двумя Принципами, из которого это всего лишь Проба (Taste); (Проблема которого [Овладения] суть одна из Глубочайших Проблем в Природе) – Так, Мы разрешаем её в Наименовании (Title) Перевода Тел [25]; И подобным образом [мы разрешаем её] в Наименовании Первых Соединений Материи; Которая, подобно Главной Имущественной Ассамблее [26] (Generall Assembly of Estates), даёт Закон всякому Телу.


[1] Оградим читателя от мысли о том, что речь идёт о химическом элементе. Сера здесь употребляется в алхимическом смысле, то есть подразумевается земной "нелетучий" принцип. Она же является мужским началом в природе, в противоположность Меркурию.
[2] Меркурий – не ртуть, а "летучий" принцип. Напомним, что в трактате "Получение Золота" Ф. Бэкон не говорит о ртути, как о Меркурии (Mercury), но говорит о ней, как о Подвижном-серебре (Quick-Silver). Термин Mercury в русскоязычных переводах алхимических сочинений принято переводить как Меркурий, указывая на связь термина с крылатым вестником Гермесом. Меркурий также является женским началом.
[3] В действительности, эти принципы были известны задолго до Парацельса. Первые упоминания этих принципов относятся уже к эпохе Эллинизма. Очевидно, Ф. Бэкон это знал, но, по-видимому, счёл нужным говорить о них в контексте учения Парацельса, поскольку в различных интерпретациях они могли приобретать совершенно разные значения.
[4] То есть алхимиков.
[5] Соль, как, наверное, читатель уже догадался, солью не является, её также называли мышьяком. Этот принцип рассматривался в качестве "третьего начала" далеко не всеми алхимиками. Так, Р. Бэкон упоминал её лишь единожды, как связующее начало между Серой и Меркурием. См.: Бэкон Р. "Самый краткий из даров Бога". Первым, кто стал отстаивать Соль, как неотъемлемый третий принцип всего материального сущего, был полу-мифический бенедиктинец Василий Валентин. См.: Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости. М., 1999. В свою очередь, Парацельс, как последователь В. Валентина, также принял этот принцип. См. например следующее собрание сочинений: Парацельс. О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и о прочих духах. М., 2005. Также см.: Парацельс. Химический псалтирь, или философское руководство // Книга Алхимии. История, символы, практика. СПб., 2006. С. 246-264. В своей материальной теории Ф. Бэкон выделяет кватернеры или четвёрицы Серы, Меркурия и, очевидно, Соли, поскольку говорит также о связующем медиальном кватернере. Первые двоицы кватернеров относятся к материальным субстанциям, сочленённым с духом, а вторые двоицы к пневматическим, духовным субстанциям. Они тоже материальные, но состоят из тонких материй, отличных от грубой тяжёлой материи из первой двоицы. См.: Gaukroger S. The Role of Matter Theory in Baconian and Cartesian Cosmologies. Perspectives on Science. Vol. 8, № 3. 2000. P. 210. Чрезвычайно полезной для понимания данного трактата представляется таблица структуры материальной теории Ф. Бэкона, составленная Гремом Рисом. См.: Rees G. Matter theory: a unifying factor in Bacon's natural philosophy? Ambix, № 24. 1977. P. 117.
[6] Примечательно, что Ф. Бэкон говорит о Соли, как о совокупности Серы и Меркурия. Как и алхимики, он принципиально признаёт Серу и Меркурий контрарными началами. Соль была введена по целому ряду причин, приведём две из них, как представляется, самые важные: 1) Соль позволяла объяснить, как Сера и Меркурий могут сочетаться друг с другом; 2) появление Соли в качестве третьего принципа способствовало осмыслению алхимической троицы в материи в сочетании с Божественной Троицей, что позволяло рассматривать алхимическое искусство как богоугодное в глазах христиан, а также как философское, раскрывающее проблему макро и микрокосма, то есть опять-таки – как благородное занятие.
[7] То есть Серы.
[8] То есть Меркурия.
[9] Ф. Бэкон говорит о земных материальных телах. Масла относятся к Сере, водные субстанции к Меркурию. Животные и растительные соки играют роль медиального звена. Речь идёт именно о медиальном начале в материи, но, по Ф. Бэкону, не обязательно о Соли, поскольку соль и минералы относятся лишь к подземным посредникам, то есть здесь говорить о Соли не вполне корректно
[10] Низший Воздушный слой, он же подлунный слой. В системе Ф. Бэкона уже относится к свободным духам, он же знаменует переход от нижней материальной двоицы к пневматической двоице (к подлунному и звёздно-планетарному слоям). См.: примеч. 5.
[11] Ф. Бэкон также называет его подлунным воздухом. Он относится к кватернеру Меркурия.
[12] Ф. Бэкон также именует его земным огнём, он относится к кватернеру Серы.
[13] Заключительный, четвёртый слой в системе Ф. Бэкона, он же надлунный.
[14] Но это не так, поскольку – как уже оговаривалось ранее – Воздух исходит от кватернера Меркурия, тогда как Огонь от кватернера Серы. Таким обраE1я и того позже – в 1697-ом году.
[15] Здесь Ф. Бэкон говорит прописную истину алхимии, все роды сущего разнятся в пропорции этих принципов, то есть в акциденциях. Это заключение является необходимым для того, чтобы оправдать трансмутацию металлов: всякий металл можно привести к совершенству, если привести его к совершенной пропорции этих принципов. Хоть Ф. Бэкон это и отрицает, он всё же не отрицает, что некоторые металлы могут быть превращены в золото. Поэтому волей или неволей он вынужден признать, что Сера и Меркурий способны уступать своё место в материале друг другу, что является причиной изменений в нём.
[16] То есть кругообращение. В данном случае, Ф. Бэкон говорит о последнем, замыкающем слое в своей ма-териальной теории, где Звёздный Огонь относится к Сере, небо фиксированных звёзд является замыкающим для медиального кватернера, а эфир, хоть они является медиумом, тем не менее замыкает кватернер Меркурия. Ф. Бэкон решительно критиковал астрономию и коперниканизм в частности – в виду их математического подхода. См.: Gaukroger S. The Role of Matter Theory in Baconian and Cartesian Cosmologies. Perspectives on Science. Vol. 8, № 3. 2000. P. 209. Гораздо большее внимание он уделял своей материальной теории, он был убеждён, что подход к изучению небесных тел подобный тому, что осуществили Птолемей и Коперник уводит науку в сторону – мимо истины – мимо её материальных оснований. Обнаружение искусственности базовых различий между эфирными и подлунными телами позволило Ф. Бэкону постулировать наличие базовых процессов взаимодействия материи, в том числе и в надлунном слое, насмешливо указывая на то, что материя вряд ли уместилась бы на одной лишь Земле. Так, Ф. Бэкон верил в ротацию всего космоса, окружающего землю. См.: Gaukroger S. The Role of Matter Theory in Baconian and Cartesian Cosmologies. Perspectives on Science. Vol. 8, № 3. 2000. P. 210-215.
[17] Великие Дела Природы (лат.). Примечательно, что точно также был назван алхимический трактат Джона Иоахима Бэйчера. См.: Becher J. J. Magnalia Naturae, or the Philosophers Stone. London, 1680.
[18] Речь идёт об ассимиляции в естественнонаучном смысле, как об усвоении растениями веществ из внешней среды и построении из них более сложных, присущих данному растению органических веществ.
[19] Напомним, что речь в трактате идёт о Сере и Меркурии. Проблема перегонки воды в масло, это проблема изменения доминирующего положения Меркурия (водянистости) в теле по отношению к Сере (маслянистости). Отметим также, что Ф. Бэкон здесь говорит о способах перегонки в условиях исключительно земного слоя материи, о чём сам неоднократно повествовал ранее.
[20] Гниение – первая стадия обработки prima materia в Великом Делании. Эта стадия сопровождается тинктурой Чёрного Коршуна, то есть материя окрашивается в чёрный цвет. См. например: Гермес Трисмегист. Золотой Трактат. I, 10.
[21] То есть осуществляется перегонка вещества: двойной процесс превращения кипячением воды, спирта или иной жидкости в пар, а затем обратное возвращение через охлаждение в капельно-жидкое состояние. Дистилляция производится с целью освобождения жидкости от взвешенных в ней примесей или для выделения более летучих частей.
[22] Сахар Свинца или Свинцовый Сахар (лат.). Использование свинцовых соединений для "подслащивания" было распространено уже в древнеримской Империи для сохранения вина при транспортировках в глиняных амфорах. Так, свинцовые соединения не только останавливали порчу вина и сока, но и были сладки на вкус. О ядовитых свойствах такого рода соединений стало известно далеко не сразу. Saccharum Saturni вызывал болезненные симптомы, описанные Ришелье Франсуа Ситуа в 1639-ом году, то есть через 13 лет после смерти Ф. Бэкона. Отчёт о "винной болезни" доктора Гоккеля появился и того позже – в 1697-ом году.
[23] Тепло и холод способны воздействовать на материю и изменять отношение Серы и Меркурия в них. Этой идеей Ф. Бэкон обязан Бернандину Телесию, у которого, как он сам говорит, он заимствовал её. См.: Walker D. P. Francis Bacon and Spiritus // Music, Spirit and Language in the Renaissance. London, 1985. P. 122-125. Воздействие теплом, таким образом, и вправду позволяет изменить отношение Серы и Меркурия в материи, поскольку, как говорит сам Ф. Бэкон: "Масло (то есть Сера), едва ли Нечто большее, чем вываренная вода (то есть Меркурий)".
[24] То есть компас, путеводная звезда алхимиков.
[25] То есть в систематизации знания об операциях, производимых над Серой и Меркурием.
[26] Крайне претенциозное заявление: Ф. Бэкон приводит в качестве аналогии законам природы организацию законов в юридическом праве. Известно, что наряду с упорядочиванием знания о природе, Ф. Бэкон мечтал создать столь же органичную систему английского Common Law. К сожалению, он так и не успел её закончить. Примечательно также, что применение юридической терминологии в отношении естественнонаучного знания было также распространено в середине  XVII  века в "Английском Королевском Научном Обществе". В данном случае, он использует этот ход, чтобы подчеркнуть важность своей материальной теории.

Морозов Виталий Николаевич, перевод и комментарии, 2007.

Автор: Фрэнсис Бэкон
Опубликовано: http://turba-philosophorum.narod.ru/transl/sources/Bacon_F/Gold.html
Дата публикации: 2007
Статью прислал: Верховный Алхимик 1 апреля 2020 г.
Просмотров: 1027