Предисловие
Разумная философия описывает религию всех творений в полноте ее и
классифицирует ее основоположения и искусства. Дабы понять их
правильно, необходимо уметь различать их разновидности. Хотя прочие
философии не упоминают об этой классификации, пренебрегать ею не
следует. Прежде всего, она разумна, ибо Господь ниспослал людям Природу
и Искусства посредством небес, потому как небеса — это свет Природы.
Кроме того, она еще и полезна, ибо все полезные искусства проистекают
из нее. Краеугольным камнем великого искусства медицины является
искусство астрономии, от которой следуют все болезни человека, здоровье
его и смерть его. И всякий, кто будет помнить об этом,— не ошибется.
Ибо целителя, не понимающего астрономии, нельзя назвать подлинным
целителем, потому как более чем половина всех болезней обусловливаема
небесами. Более того, это разумное искусство не исчерпываемо
астрономией, но имеет также касательство к вечной мудрости.
Заметь также, что искусство астрономии позволяет уразуметь врожденные
тайны сердца, а также добра и зла в природе человеческой. Причина сему
в том, что человек сотворен из Великого Мира и в нем имеет свою
природу. И поскольку есть одна природа человеческая, происходящая от
земли, и другая, что проистекает от небес, необходимо рассказать, в чем
суть каждой из них.
Я подробнейшим образом объясню, что все, в чем человек подвержен свету
Природы, происходит от звезд. Все естественные науки и мудрость
человеческая даны нам от звезд; звезды — учитель наш, и мы — ученики
его. Господь повелевает всем в мире Природы, а нам у нее должно
учиться. Лжепророки этой науке вредят, а лжецелители появляются из-за
пренебрежения ее сутью. Они не понимают ни учения Природы, ни
Господнего учения, и не понимают, почему одно вечно, а другое
преходяще. Они не понимают и себя, потому что предположение и мышление
наукою разделены со знанием и умением: а потому астрономия учит
с великою разумностью тому, как все на свете является и преходит. И
все, что есть вечного,— познается от Бога, а все преходящее — познается
через небеса.
Дабы это предисловие не было чрезмерно долгим, следует сказать тебе,
что многие притязают на то, чтоб зваться астрономами: они ищут
многословия, но крохотной жемчужины истины не находят. А теперь я
вкратце расскажу тебе об искусстве астрономии в девяти частях; и кто
поймет их правильно, тот станет астрономом. И как я уже говорил, для
начала я должен описать все роды искусств, чтобы понятно стало, что
астрономия всем им — мать.
Хорошее врачевание, хорошая философия, справедливость, вечная мудрость,
свет Природный — все это основой своей имеет астрономию. То же
справедливо относительно религии. И ни в одной науке нельзя достичь
совершенства без астрономии. И когда мы правильно поймем свет
Природный, сможем лучше мы уразуметь и все дела Господни по отношению к
человеку.
Посмотрите, друзья мои, сколько тупости и глупости в тех ученых людях,
которые разбираются лишь в своем деле. Астролог отвергает магию,
прорицания, чтение знаков, Anes incertae; он признает лишь изготовителя
своих инструментов. Но маг отвергает астролога, изготовителя
инструментов и чтеца знаков. А чтец знаков презирает остальные шесть
искусств. И прорицатель не говорит ничего об иных, кроме своего.
Некромант не знаком с положениями прочих наук. А практикующий Artes
incertae считает лучшим лишь себя. Изготовитель инструментов использует
свои инструменты и мало вникает во все прочее. Вот почему необходимо
привести все науки в должный порядок, чтобы суть каждой стала ясна
вполне.
В Боге — лишь один наш путь, одна наука, одно учение, один обычай, одна
сущность. Но в свете Природном путей много: для мастерства, для наук,
для различных способностей и религий. Каждая наука должна быть познана
целиком: астрологу следует знать свое искусство, магу — свое,
прорицатель, некромант, чтец знаков, практикующий Artes incertae,
изготовитель инструментов — все они должны разбираться в своих
искусствах подобным же образом. Но велик лишь тот, кто охватил умом все
семейство наук как единое целое, собрав их все вместе. Ему понятны
чудеса Господни и способен он распознавать магналии (божественные
деяния в Природе) и иметь с ними дело.
Два вида мудрости есть в этом мире — одна из них вечна, а другая
преходяща. Вечная мудрость проистекает непосредственно от света Духа
Святого, другая же — прямо от света Природы. Та, что происходит от
света Духа Святого, бывает одного лишь рода — а именно мудрость
праведная и безупречная. Та же, что происходит от света Природы, бьшает
двух родов — добрая и злая. Добрая мудрость причастна Вечности, злая —
проклятию.
Разве не великое это сокровище для человека — способность отличать
вечную мудрость от преходящей, поскольку человек есть образ Господень,
и понимать, что смертное ничтожно по сравнению с вечным. Следовательно,
нужно всегда искать соответствия этому образу и знать, как различить
добрую и злую разновидности преходящей мудрости. Так человек сможет
принять зло или добро, и так он уразумеет, что служит злу и куда
следует добро. И из этой мудрости сможет он получить только доброе, а
злое отвергнуть. Ибо не мудрость тобою повелевает, но сам ты
повелеваешь собою.
Как можно свет Отца нашего осуждать как языческий и меня считать за
язычника, когда я — христианин и живу во свете Христовом, древнем и
новом? Ведь если Отец и Сын есть одно, как я смогу восхвалять два
света? Я стану тогда идолопоклонником. Но первый из них защищает меня.
И поскольку возлюбил я обоих, и каждый наделяет меня светом своим, как
предписано Господом всем нам, то как могу быть я язычником? Я знаю
точно, что свет Природы — не вечен, но я должен обрести жизнь вечную
через вечный свет. Но могут ли свет смертной души и вечный свет не
слиться воедино? Тело и душа — одно. Можно ли не жить этими двумя
светами, когда Господь сделал так, чтоб было у человека две сущности,
природная и вечная, до тех пор, пока не объединятся они при
воскресении? Таким образом, природная сущность человека предназначена
для земли, а вечная — для царства Божия. Написал я сие как христианин,
и не язычник я, а немец.
Два тела есть у человека: одно от земли, другое от звезд — таким
образом они легко различаемы. Стихийное, материальное тело умирает
вместе со своей сущностью; сидерическое, тонкое тело распадается
постепенно и возвращается к своему истоку; а дух Божий в нас,
сотворенный по Его Образу, возвращается к Тому, Чьим подобием он
является. А значит, каждая часть умирает так же, как была она создана,
и конец свой находит соответственным образом.
Христос и Его апостолы пророчествовали о грядущем народов, а астроном
пророчествует о грядущем Природы. В этом большое различие;
запомните это, естествоиспытатели и богословы. Ибо то, что Богом
напророчено, — сбывается, и никак этого нельзя предотвратить. А
что астроном напророчит — может сбудется, а может и нет. Ибо
пророчество — из одного источника, а астрономия — из другого. Истинное
знание сущности человека может быть достигнуто только на основе
человеческой жизни; и не может быть обретено из каких-то других
источников.
Мировая махина из двух частей состоит: одной, осязаемой и
воспринимаемой, и другой, невидимой и неощутимой. Осязаемая часть — это
тело, неосязаемая — звезды. Осязаемая часть, в свою очередь, состоит из
трех частей: Серы, Ртути и Соли; неосязаемая — также из трех: чувства,
мудрости и искусства. Две части вместе составляют жизнь.
Все творенья в этом мире созданы таким образом; и все творенья
подразделяются на эти два рода: чувственные и бесчувственные.
Чувственные творенья двух видов бывают: разумные и неразумные — но и те
и другие — животной природы. Люди умом своим понимают, что им следует
делать и когда, у них есть суждения, в то время как звери — неразумны.
Все живое управляемо звездами — люди по-человечьи, а звери по-звериному.
Человеческий разум, выражаемый в искусствах, мудрости и расположении
духа, направляется звездами, а сущность звериной природы — просто в еде
состоит и в питье. Звериная природа происходит от звезд, а человек свои
преходящие мудрость, разум и искусства также от звезд обретает; и все,
что от света Природы получается, только через свет Природный может быть
изучено, исключая один лишь только образ Господа нашего, который есть
субъект духа, данного Богом человеку. Дух наставляет человека в
сверхъестественном и вечном, а после разделения своего с веществом он
возвращается к Творцу. Ибо дан он человеку только в качестве наставника
для просвещения касательно всего вечного.
Свет Природы в человеке происходит от звезд, а плоть его и кровь — от
материальных стихий. Потому два воздействия есть на человека. Первое —
свет небесный, просвещающий естественную мудрость, разум и искусства.
Все они — дети одного отца. Второе влияние исходит от вещества и
включает в себя вожделение, питание и питье, и все, что имеет отношение
к плоти и крови. Следовательно, нельзя приписывать звездам того, что
порождается плотью и кровью. Ибо никого не делают небеса алчным или
похотливым. От звезд нам достаются только мудрость, наука и разум. От
небес — все наши способности, все науки, всеумения, вся мудрость, весь
разум, равно как и глупость и все, что с ней связано; ибо нет в
человеке ничего, что не было излито на него светом Природы. Но все, что
присутствует в свете Природном, есть субъект воздействия звезд. Звезды
— это школа наша, где должно нам учиться.
Если б не было Венеры, никогда бы не была изобретена музыка, а если б
не было Марса, никогда бы не были изобретены ремесла. Потому как
звезды учат нас всем искусствам, какие есть на земле; и если бы звезды
не воздействовали на нас и мы вынуждены были бы все делать сами, ни
одно искусство не возникло бы.
Подобно тому, как созвездия на небе добавлялись со времен Адама до
наших дней, так и новые искусства возникают от года к году. И не только
искусства, но также все войны, все правительства и все, что нашим
разумом производимо, направляемо звездами и ныне, и во все времена. И
если бы все музыканты и ремесленники умерли, этот их учитель остался бы
и всегда бы мог новых обучить.
Не все звезды завершили уже свои деяния и запечатлели свои воздействия.
Значит изобретение искусств также еще не подошло к своему концу. И по
этой причине тому, кто изобрел нечто новое или берется исследовать
какую-либо неизвестную область, не следует от этого удерживаться.
Должно заботиться о тех, кто каждый день ищет нечто новое и каждый же
день находит нечто новое, в какой бы области это ни было, — в
естественной ли мудрости, в искусствах ли или в обычаях. Ибо небеса
ответственны за это. И значит новые учения, новые искусства, новые
порядки, новые болезни, новые лекарства отсюда происходят, ибо небеса в
постоянном деянии находятся. А человеку остается решать, какие из этих
вещей ему следует воспринять, а от каких — воздержаться.
Ибо древние совершенствовали исследовательский дух (в отношении света
Природного) и понимали, что небеса были матерью всякой человеческой
мудрости, от коей получали они превеликую пользу для науки и искусств
своих. Знания и науки, так обретенные, по всеобщему признанию —
ограниченны и преходящи. Однако сие есть божественный дар познания
света Природы. Потому, еще до рождества Христова, мир уже обладал
научным знанием. Но человек вырождается, и теперь развивает он вымыслы,
порожденные его воображением: лжемудрость, лжеискусства и лжемедицину,
ничего общего со светом Природным не имеющие. Во времена Христа так
поступали фарисеи и книжники, и из-за их глупости астрономия была
забыта.
Христос учил вечной мудрости, и чудеса Его превосходили свет Природы;
искусства магии, прорицания и другие разновидности астрономии были
поэтому преданы забвению, как светило меньшее. Люди подумали, что лучше
следовать Христу, чем Природе, что лучше быть апостолом, чем магом, и
лучше быть пророком, чем астрономом. Потому Дионисий Ареопагит отрекся
от астрономии в Афинах и последовал по пути святого Павла.
Но логика вмешалась, дабы погасить и свет Природы, и свет мудрости, и
введена была чуждая доктрина, забвению предававшая оба вида мудрости.
Перед явлением Христа люди принялись гасить свет вечного и свет Природы
и затемнять свое учение. Но Христос и ученики Его ничего у света
Природы не отнимали; то были фарисеи старой закваски, они переходили из
школы в школу и все размышляли, желая победить силу Природы. Они не
следовали ни Христу, ни свету Природному. Они — мертвецы, мертвых
хоронящие; нет в их деле жизни, ибо нет света, у которого они чему-либо
научиться могут,— как бы ни желали они поступать сами, будто природный
и вечный света вместе. Потому свет Природы, а также тот, что исходит от
Духа Святого, были ими подавляемы и пренебрегаемы.
Природный разум и вечная мудрость вместе составляют пару. Природный
разум может быть без вечной мудрости, когда языческим путем идет и к
Вечному отношения не имеет. Но не может вечный разум быть без природной
мудрости, ибо должно человеку находить вечное в природном.
Следовательно, тот, кто в Господе пребывает, тот и разум природный, и
вечную мудрость имеет своими водителями во всех делах.
Ибо Священное Писание являет собой начало всей философии и естественной
науки; без начала этого вся философия была бы используема и применяема
напрасно. Следовательно, если философ не исходит из теологии, неимеет
он той опоры, на которой его философия основываться будет. Ибо истина
происхождение свое имеет из теологии и без ее помощи открыта быть не
может.
Человек не из ничего сотворен был, но создан был из субстанции.
Писаниями доказывается, что взял Господь limus terrae (первичное
вещество земли) и сделал человека из этой массы. Далее ими
доказывается, что человек есть зола, пыль и земля; и это достаточное
доказательство того, что человек был создан из примордиалъной
субстанции. Ибо пыль эта — limus terrae. Но limus terrae — это также
Мир Великий, а значит человек был сотворен из небес и земли, то есть из
верхнего и нижнего творений. Limus terrae — экстракт тверди небесной и
стихий.
После того, как Бог создал все творенья, стихии и звезды в соответствии
с волей Своей, в конце концов, создал Он человека и сделал это
следующим образом: взял от каждой из четырех стихий и выделил из звезд
сущность мудрости и наук. А затем Он смешал обе натуры, элементальную и
астральную, с массой, известной в Писании как limus terrae. Так из
массы получилось два тела: сидерическое (астральное) и элементальное
(стихийное). И составляют они, соответственно свету Природы,
квинтэссенцию, то есть голую сущность; а это значит, что масса —
экстрагирована, а твердь небес и стихии сведены в одно. Из чего
следует, что все, что было извлечено из четырех элементов, вместе
создает пятый, и четыре пятому служат матерью. Более того, пятая
сущность есть основа и сердцевина всех сущностей и свойств этого мира;
длань Господня правит всею Природой, добродетелями, свойствами и
сущностями верхнего и нижнего миров и человека по образу Божиему
и подобию из всего этого создала.
Пятая сущность извлечена была из двух тел и сведена в одном, дабы
образовать человека. То есть человек получает мудрость небесную,
разум, искусства и тому подобное от звезд, а плоть и кровь — от стихий.
Следовательно, человек есть пятая сущность, микрокосм и дитя всего
мира, потому что он был создан Господом как экстракт всего творенья.
Значит, человек подобен звездам и в то же время — стихиям, из коих он
сотворен. И поскольку он содержит все свои свойства в себе самом,
Великий Мир напитывает его мудростью, разумом, едою и питьем, как свою
собственную плоть и кровь, таким чудесным образом рожденную.
Мудрец — это тот, кто живет божественной мудростью, являет собою образ
Того, по чьему подобию сотворен. Мудрец управляет обоими телами —
сидерическим и элементалъным. Человек должен использовать оба, идти
путем каждого из них, дабы исполнять закон Божий и жить в гармонии с
Природой, волей Господней и божественным духом. И не должен он ни
предпочитать смертное тело и его умения вечному образу, ни отвергать
этот образ ради животной плоти, ни принимать мудрость животного тела за
вечную святость. Мудрец живет в соответствии с образом Божиим, а не
мирскими обычаями. А тот, кто живет в соответствии с образом Божиим,
покорит звезды.
Подобно тому, как человек происходит от Великого Мира и нераздельно
связан с ним, так и женщина сотворена из мужчины и отделена от него
быть не может. Ибо, если бы Ева была создана каким-либо другим образом,
а не из тела Адамова, взаимное желание никогда бы между ними не
возникло. Но поскольку они есть единая плоть и единая кровь, не
возможно для них друг друга избегнуть.
Воля Господня такова, что семя человеческое не в элементальное тело
должно быть посажено, но в тело женщины; что Его образ должен быть
через нее представлен и через нее рожден, а не через посредство
творения извне. А еще женщина также по-своему представляет собой
область земли и от последней нисколько не отлична. Она ее
восстанавливает, и, говоря иными словами, она есть поле, земля и сад, в
которомдитя садится и растится, и в человека вырастает.
Господь сотворяет дом; человек также может построить его. Руки и стопы
Господни — в слове Его, а у человека это конечности. Один человек может
лечить другого с помощью лекарств, которые должны воздействовать на
больного через телесное посредство врачевателя; Господь же осуществляет
это одним словом своим, не используя ни рук, ни ног. Человек ходит
ногами, а дух ходит без ног. Господь пожелал, чтоб росли на земле
деревья и всевозможные фрукты и чтоб были на свете твари всех видов.
Подобным же образом Он пожелал, чтобы все искусства — музыка, механика,
ремесла, религиозные учения, — которые сотворил он во тверди небесной,
должны найти свое воплощение в реальности. И воплощаются они в людях
таким же образом, как плоды вызревают на деревьях. Ибо звезды для
своего действия нуждаются в средстве, и это средство — человек и лишь
он один. Человек был сотворен таким, чтоб через него магналии Природы
приобрели видимуюформу, в которой мы их воспринимаем.
Бог движим такою сильною любовью, что создал микрокосм, чтоб открыть
человеку через труд его не только тайны звезд, но и все природные
загадки стихий. И без человека всех их бы не было. И желает Господь,
чтобы все, что невидимо, видимым стало. И оттого, что повелел так
Господь, не должен человек бездействовать и пребывать в праздности и в
покое, но должен ежедневно познавать тайны Природы. Затем Бог сотворил
человека, чтоб невидимые труды Его через него видимо воплотились. И не
хочет Бог, чтоб тайны Его были просто видимы, но такова воля Его, чтоб
явлены они были и постигнуты только трудами человека, а последний
сотворен был, дабы сделать их видимыми. Потому Христа, в коем никто не
признал второго лица Троицы, все считали человеком, ибо кто Он воистину
— видно не было. Ибо человек есть открыватель того, что во всех вещах
скрыто. И по отношению к самому человеку все так же происходит, потому
как то, что есть «человек»,— скрыто и никто не видит, что в нем, за
исключением одних лишь деяний его. Следовательно, должно человеку
постоянно трудиться, дабы открыть, что дано ему Богом. Нам также
следует выявлять то, что Им в нас вложено до тех пор, пока неверующие
не увидят, что Бога можно достичь через человека.
Разница в форме и очертании между двумя телами, видимым и невидимым,
материальным и вечным, так же велика, как и между их природами. Они —
как супружеская пара: едины во плоти, но двояки по природе своей. И
поскольку это так, присутствует в человеке противоречие. А именно то,
что у звезд — иной разум, иной настрой, иное намерение, нежели у низших
стихий; и, с другой стороны, у этих стихий разум и настрой тоже не
такие, как у звезд. Например: элементальныи, материальный человек хочет
жить в роскоши и разврате; астральное, эфирное тело хочет учиться,
заниматься искусствами и так далее. В результате возникает в самом
человеке противоречие. Видимое, материальное тело одного хочет, а
невидимое, эфирное тело хочет другого, и не похожи они одно на другое.
А потому есть в каждом из тел побуждение превзойти данное ему, и ни
одно из них не желает держаться середины и соблюдать меру; и возникает
между ними вражда. Ибо все, что превосходит свою меру, ведет к
разрушению.
Сколько
есть разновидностей астрономии, каковы их движение и порядок, и как их
вместе с их родами распознать можно, и как эти роды подразделяются на
виды
Поскольку пытаюсь я описать влияния, соответствия и преимущества
внешнего по отношению к человеку, полезно будет разделить их на фигуры.
Очень важно понимать различия между этими четырьмя фигурами и то, как
одна от другой происходит; и здесь будет дано тебе простейшее и
яснейшее объяснение всех следующих проявлений. И дана будет фигура,
которая покажет, что астрономия состоит из родов. И фигура, которая
описывает составляющие каждый род виды, давая отдельное объяснение
влияниям, родам их и видам, дабы философия была правильно понята и
изучена самым основательным образом.
Фигура первая. Есть четыре
категории в астрономии, и ни одна на другую не похожа. Но поскольку их
действие подобно, все они справедливо именуются влияниями. Из фигуры
видно, как эти четыре влияния объединяются, соответствуют, впечатляют и
воздействуют на человека, каждое сообразно своей природе и свойству.
Вот четыре категории астрономии:
Natural, Supera, Olympi Novi, Inferorum
Естественная астрономия. Эта астрономия является с небес и создана Богом-Отцом; это наука предназначена и дана микрокосму, сотворенному из limus terrae.
Supera. Эта астрономия имеет
место на небесах и дана всем, кто восстанет вновь из мертвых. Ее исток
во Христе, Им она осуществляется, пользуется и управляется.
Olympi Novi. Эта астрономия
имеет свое происхождение в вере: всего, чего небеса природные ни
содеяли бы, эта астрономия достигает верою; и дана она верующим и ими
же практикуема и проявляема.
Inferorum. Эта астрономия
происходит от небес природных, однако используется одними лишь
демоническими духами, ибо они — природные астрономы, способные
разновидности этой астрономии проявлять сами собою и через людей самым
ловким образом.
Фигура вторая показывает, что
астрономия бывает четырех разновидностей, и каждая обладает своим
порядком и устройством, и ни одна из них на другую не похожа, но все
они в конечном итоге одним путем следуют. Далее, есть в астрономии
девять родов, которые могут служить для человека науками. Также в
астрономии есть четыре науки, а каждая из них состоит из девяти частей;
и хотя части эти сходны друг с другом в разных науках, используются они
в каждом случае по-разному.
Четыре разновидности астрономии подразделяется на девять родов, и
каждый из этих видов используется соответственным образом. Вот
составные части четырех разновидностей астрономии, и ни больше их не
может быть, ни меньше, и через них все разновидности астрономии
практикуются:
Magia, Nigromantia, Nectromantia, Astrologia, Signatum, Aries incertae, Mediana Adepta, Philosophia Adepta, Mathematica Adepta
Фигура третья. Кроме того, есть еще подразделение на виды, и каждый род из ряда видов складывается.
Magia
1. Описание сверхъестественных звезд
2. Перенос одного живого тела в другое
3. Создание знаков и других благословений
4. Создание Gamaheu и наделение их силой
5. Картины и то, как они создаются
6. Кабалистика и Кабала вместе с их силами
Nigromantia
1. Сидерический и элементальный духи, и как распознать их после смерти
2. Как управлять этими духами
3. Как направлять природные Метеорические Воздействия
4. Как навредить человеку, не вредя его телу
5. Как делать вещи невидимыми и как этим пользоваться
Nectromantia:
1. Visiones Speculare
2. Ars Benllistica
3. Thesaunnella
4. Abstracta retrahere
5. Abscondita invenire
6. Adech Plumbeus
7. Virgulta directa
8. Adech Somnialis
9. Ars Lucis
10. Superstitio indirecta
11. Artes transversae
12. Carbonis Speculum
13. Scientiae perversae
14. ,Ars liberata
Astrologia
1. Summus Motor
2. Stellarum Cursus
3. Firmamenti Natura
4. Astorum Operatic
5. Conceptionem declarare
6. Concordantia cum Elementi
7. Coelorum Proprietates
8. Prognosticationes Tempestatum
9. Prognosticationes Temporales
10. Prognosticationes Indiciales
11. Prognosticationes Accidentales
12. Prognosticationes Medicae
13. Novae generationis Ventura
Signatum
I Chiromantia Venarum, Chiromantia Manuum, Chiromantia Pedum, Chiromantia Linkarum
II Physionomia Faciei, Physionomia Naris, Physionomia Oris, Physionomia
Aurium, Physionomia Menti, Physionomia Colli, Physionomia Buccarum,
Physionomia Frontis, Physionomia Oculi
III Substantina Capitis, Substantina Colli, Substantina Pectoris,
Substantina Ventris, Substantina Pudicitae, Substantina Dorsi,
Substantina Juncturarum, Substantina Cannarum
IV Moos и Usus Contraria, Moos и Usus Liberalitas, Moos и Usus
Tristitia, Moos и Usus Gaudium, Moos и Usus Phantasia, Moos и Usus
Vires, Moos и Usus Animus, Moos и Usus Cor, Moos и Usus Jngenium
Anes incertae
I Ceomantia, Cretina, Arramentina, Taxillata, Sonina, Artes Casu
II Pyromantia Flaminis, Pyromantia Noctilucis, Pyromantia Zundena, Pyromantia Lucis, Pyromantia Carbonum, Pyromantia Stellarum
III Hydromantia Lotialis, Hydromantia Undae, Hydromantia Pluviarum,
Hydromantia Nubeculae, Hydromantia Fluminis, Hydromantia Rons,
Hydromantia Nebulae
IV Haomantia Borealis, Haomantia Australis, Haomantia Zephyna,
Haomantia Eurona, Haomantia Fulgunna, Haomantia Tonitruata, Haomantia
Tempestatum, Haomantia Flata
Medicina Adepta
I Morborum Coelestium cognitio, Physica Coelestis, Chirurgia Coelestis,
Chirurgia Pestifera, Chirurgia Chronca, Inulatia vel Immutatio
II Morborum Coelestium coelestis cura, Herbata, Nata, Geminina, Incorporata lignea, Metallina constellata
Philosophia Adepta
I Coelestium vinum in Elementis и Elementatis cognitio, Cladialis, Autoritatis, Portiva, Incusina
II Coelestium virium in Elementis и Elementatis Scientia componendi,
Vulneraria, Sanaria, Doctrinata, Scientena, Saprientina, Inventuata
Mathematica Adepta
I Ceometria, Terrena, Spaerae, Plana, Indirecta, Concava, Spacii
II Cosmographia Infera, Supera, Concordiae, Peregrina
III Allgoritmus, Tabularum, Olympi, Globuli, Fructuum
IV Instrumentorum praeparatio, Stellarum diversarum, Terrarum universalium
V Numerus
VI Linea
VII Mensura
VIII Circulus
Если хочет кто достичь в астрономии совершенства, то должен тот понять
эти виды и научиться распознавать их. А объяснение родов астрономии и
составляющих их видов следует далее.
Объяснение magia и ее видов: магия бывает шести видов. Начинается она с
объяснения неприродных знаков и того, как можно распознать их
сверхъестественным путем в небесах, а также путем естественным, как в
случае со звездою Вифлеемскою. Звезда эта светила среди всех прочих
звезд, когда Христос явился на земле человеком среди людей. Звезды
распознаваемы одними лишь магами, подобно тому как и Христа узнали лишь
особенные люди. Так, маги — это толкователи сверхъестественных знаков в
небесах, а апостолы служили толкователями слов Христовых. А также маги
являются толкователями пророчеств и апокалиптического откровения. Эти
виды магического искусства зовутся magica insignis.
Есть еще вид магии, известный еще во времена Моисеевы, и занимается он
трансформацией одного тела в другое. Действие его подобно тому, как
Христос осуществил трансфигурацию и воссиял, как солнце. Именно так
следует понимать этот вид магии, и зовется он magica transfigurativa.
Третий вид магии учит тому, как получить слова, способные призывать
силы небес. Вот пример: эта магия с помощью слов способна делать все,
что умеет врач, излечивающий больных с помощью лекарств. Этот вид
зовется char acteralis.
Четвертый вид учит тому, как создавать камеи и самоцветы, способные
делать все, что можно совершить естественным путем. Например, ключом
открывают замок, мечом наносят раны, латы защищают от ударов и стрел; а
четвертый вид магии может невидимо совершать то, что в Природе делается
видимым образом. Этот вид зовется gamaheos.
Пятый вид учит создавать картины, способные вызывать то, что изображено
на них. И все, что можно сделать естественным путем, осуществимо и с
помощью магии: и, подобно тому, как Природа способна вызвать сильную
боль, паралич, слепоту или бессилие, а может и вернуть человеку
здоровье, так же и магия всего этого может добиться. А зовется такая
магия altera in alteram.
С помощью магии можно также услышать голос с того берега Океана; и тот,
кто на Западе, может магическим путем поговорить с тем, кто на Востоке.
И если Природа позволяет нам слышать голос с расстояния в тысячу шагов,
то магия дает нам возможность услышать его с расстояния в сто немецких
миль. И подобно тому, как Природа позволяет гонцу или иному всаднику
проехать некоторый путь за месяц, эта разновидность магии сделает так,
чтоб он преодолел его за день. А для чего Природа потребует потратить
целый год — магия то сделает за месяц. И зовется этот вид — ars
cabalistica.
Вот такие шесть видов у магического искусства.
Объяснение nigromantia и ее видов: нигромантия бывает пяти видов.
Во-первых, после смерти человека на земле остаются два смертных духа:
элементальный и сидерический. Всякий, кто уразумеет их, а также
постигнет их свойства, природу и поведение — овладел первым видом
нигромантии, имя которому cognito mortalem.
А кто сумеет этих духов подчинить, — тот овладел вторым видом
нигромантии. Распоряжаться ими, будто они слуги, возможно, и такая
нигромантия именуется tortura noctis.
Третий вид имеет дело с духами, что рождены на небесах и парят в хаосе, пока не умрут и не возродятся снова.
А кто научится использовать этих духов, подобно тому как врач
пользуется травами, тот овладел третьим видом нигромантии, название
которому — meteonca vivens.
А если человек способен нанести другому рану, не разверзая его плоти,
или умеет вытащить рыбу из воды, не пронзив водной поверхности или, не
прикоснувшись к воде, положить в нее что-либо, то это значит, что
овладел он четвертым видом нигромантии. И может он извлечь из тела
что-либо, а может и что-то вложить в него. А называется этот вид
clausura nigromantica.
Тот же, кто знает, как сделать видимое тело невидимым и скрыть его от
взоров, подобно тому как скрывает человека ночная тьма,— тот овладел
пятым видом нигромантии, который зовется obcaecatio nigromantica.
Объяснение nectromantia и ее видов: нектромантия бывает четырнадцати видов.
Первый из них зовется visiones, и понять его поможет следующий пример:
у хозяина есть слуга, которому поверяет он все свои тайны. Так вот,
если кто пожелает эти тайны раскрыть, а хозяин о них сказать не
захочет, то нужно узнать их от слуги. Подобным образом надобно понимать
и нектромантию — как искусство выведывать тайны людские. Может человеку
казаться, будто он сам по себе, однако во всех наших словах и делах
присутствует нечто, чего увидеть нельзя. И посвящено оно во все тайны
человека и зовется оно flaga. Кто сумеет покорить его и сделать
послушным своей воле, как слуга бывает послушен своему господину, тот
овладел нектромантией.
И хотя много у нектромантии видов, все они делятся на две группы. Те,
что в первую входят, занимаются тем, как сделать flaga видимым, а те,
что ко второй относятся, — тем, как заставить их невидимо выполнять
волю нектроманта. И это есть искусство выведывать тайны людей,
насколько это возможно делать, не проникая в их сердца. Вот пример
тому: все, что бы один человек ни поверил другому в виде тайны, и все,
что бы он ни совершил телесно,— станет явным. И сие следует из того,
что всему, что говорится или совершается, flaga является свидетелем, и
нектромант его понять способен.
А далее последует объяснение того, как понять flaga. Можно его
подстрекнуть или принудить открыть тайну таким же образом, как мы бы
это сделали с посвященным в чьи-либо тайны. Подчинить себе flaga и
сделать его видимым можно с помощью зеркала, стекла и угля. Также это
можно сделать незаметно, указав пальцем. Так можно разыскать спрятанные
сокровища; так можно обнаружить то, что кем-то было скрыто; так можно
вернуть потерянное. И кто сумеет подчинить flaga своей воле, дабы
открыть чьи-либо тайны или найти нечто, кем-либо спрятанное,— тот может
практиковать нектромантию, а сам он — хороший нектромант.
Всего, чего нельзя достичь миром, можно добиться силою. А потому
нектромантия — это искусство поступать и ласково, и грубо. Ибо как
простой человек подчиняется императору и его мечу, так и flaga можно
заставить проявиться с помощью зеркал, стекол, угля и ногтей; также
можно принудить их давать указания, используя волшебную палочку,
свинец, камень и прочее. А еще можно открывать тайны, гася свечи.
Объяснение astrologia и ее видов: астрология бывает тринадцати видов.
Уразуметь, что есть астрология и кто такой астролог, можно из
следующего примера. Подобно тому, как все мы понимаем, что люди ходят
по земле, кто туда, кто сюда, кто ровно, а кто прихрамывая, таким же
образом некто может понять движение звезд; и этот некто — астролог.
Однако астрологу нужно знать еще одну вещь — цель этого движения,
подобно тому как посылающий гонца с каким-либо поручением точно знает,
в чем это поручение заключается. И как мы понимаем, какую вещь
изготовит некий мастер, так астролог должен знать, что и какая звезда
предполагает совершить. И тот, кто понимает это, — тот лучше овладел
астрологией, нежели тот, кто знает лишь только, как звезды в небе
передвигаются.
Также полезно знать, на что звезды способны, а чего они сделать не
могут. Ибо много вещей человек начинает, но до конца довести не может.
Следует понимать, что звезды в небесах также, подобно людям, оставляют
многие свои дела без завершения. Ибо и звезды, и люди подобные друг
другу способности имеют. И кто знает о делах людей, тот знает и об их
намерениях и о том, что может быть совершено, а чего до конца довести
нельзя. Достоинство астрологии — в подобном же знании, ибо понимает
астролог summum motorem — высочайший движитель — и знает, что вся
природа находится в руках его. Он также знает, что не может изменять
небеса, как это делает высочайший движитель. И следует астрологу знать
природу и сущность звезд, их характер и свойства подобно тому, как
врачу надлежит знать природу пациента, и соответствия звезд друг другу,
а также отношения их с людьми, животными, четырьмя стихиями и всем, что
из стихий происходит и произрастает. Тот, кто во всем этом сведущ,—
имеет основания говорить об астрологии.
Надлежит тебе знать также, что астролог должен уметь найти в небесах
свой путь при помощи естественного разума, равно как философ или
врач решают, как им поступать при помощи вещей этого мира, от стихий
происходящих. Однако не следует астрологу переоценивать свое искусство
и доверять ему более, чем приличествует узнику в темнице. Ибо узник
также обладает всеми человеческими качествами, однако не имеет
возможности проявить их, и не может он делать все, чего захочет. Так же
и с небесами: они находятся и порабощены высочайшим движителем, а его
намерения остаются астрологу неведомы.
Хотя астрология и является родом астрономии, высочайший движитель может
ее искусству препятствовать, способствовать или же изменять его. Но
тот, кто знает и понимает естественные свойства звезд, коих рука
высочайшего движителя не коснулась, — есть астролог и может
практиковать астрологию.
Объяснение signatum и его видов: сигнатум (чтение знаков) бывает
четырех видов. Нет на свете ничего, что Природою не было бы обозначено
так, чтобы человек этот знак не прочитал и не уразумел бы его сущность.
Например, звезды движутся в небе и этими своими движениями известны;
подобное и для человека справедливо, за исключением лишь одного того,
что у звезд есть неподвижные траектории, по которым их передвижение
проследить можно. И как движение звезд, так и пути людей всегда бывают
некоего определенного рода. Убедись сам: каждому растению придана
форма, соответствующая его внутренней природе. И так же, как по
внешнему виду можем мы судить о том, что это за растение, так и о
человеке можем мы судить по ряду знаков. И не идет здесь речь об имени,
половой принадлежности или иных подобных характеристиках, но о
свойствах, внутренне человеку присущих.
Искусство чтения знаков учит нас истинным именам всех вещей,
соответственным присущей им природе. Волка нельзя называть овцой, а
голубя не следует именовать лисицей; и всякое творенье должно
называться именем, подходящим ему по сути.
При помощи четырех видов signatum Природа являет нам все свои тайны, в
человеке заложенные. И поскольку нет ничего скрытого или тайного, что
не могло бы стать явным, все дело заключается в том, чтобы найти вещи,
с помощью которых это тайное проявится. И следует отсюда, что
хиромантии признаки таких тайн известны, и потому понимает она, каким
образом природа человеческая сообразна бывает линиям и жилкам. Можно
знаки и на лице человеческом читать, ибо также лицо форму свою получает
в соответствии с разумом и душою. То же справедливо и в отношении
пропорций человеческого тела. Таким образом астрономия этого рода
всякую душу описать может. Ибо ваятель мироздания столь искусен, что не
душу приспособил Он к телу, но тело к душе; а потому форма, приданная
человеку, соответствует обычаям его сердца.
Природа — словно художник, который, завершив картину, должен ее
подписать, ибо картина сама по себе никак не обозначена и подобна тени
бессильной. И недостает живым твореньям могущества их Творца. И чем
более искусен художник, тем важнее для него владеть искусством
обозначения. Основы этого искусства: заключены в трех его видах. А
четвертый касается привычек и поведения человека, и, кто познает его, —
тот превосходнейший среди знатоков signatum.
Объяснение artes incertae: их бывает четыре.
Эти искусства практикуются давно, и пришли они к нам от древних. Они
сродни магии и всячески почитаемы, и, чем древнее искусство, тем
большего почтения оно заслуживает. Хотя искусство запятнать нельзя,
человека и душу его — можно, и от самого человека здесь многое зависит.
Я называю их artes incertae — искусствами неопределенными, хотя в
древние времена были все они определены.
Эти искусства являют собой шестой род астрономии и дело имеют с
великими и удивительными тайнами, уяснить которые можно быстрее, нежели
те, которые относятся к другим родам.
Основы их перемешаны, будто жребии. Звезды и стихии способны
воздействие свое оказывать через посредство человеческих рук и ног
таким образом, что всякий человек
оказывается пророком света природного. Одни пророчества устами
произносятся, иные передаются жестами, иные — знаками, а прочие —
картинами, фигурами и всяческими другими способами. Поскольку человек
обладает такой способностью к прорицанию, он может овладеть этими
неопределенными искусствами.
Хотя геомантия имя свое от земли получила, гидромантия — от воды, а
хаомантия — от воздуха, основа каждой из них не в этих указанных
стихиях, но во внутренней способности человека к предсказанию. И
подобно тому, как Господь волю свою являл через многих людей, и
великих, и простых, когда Сын Его странствовал по земле как
обыкновенный человек и обычных же людей выбрал своими апостолами, и
простые люди становились тогда пророками, и великие чудеса случались
через подобную простоту, точно таким же образом люди могут
пророчествовать, овладев искусствами геомантииу пиромантии, гидромантии
и хаомантии. И зависит такая возможность от того, обладает ли человек
прорицательскими способностями.
Практикующий эти неопределенные искусства должен уметь выбирать подходящий момент.
А вот в чем заключаются эти указанные нами виды: геомант имеет дело с
мелом, игральными костями, пожеланиями и вопросами; пиромант созерцает
огонь; в воде предзнаменования читаются по волнам, пене и
пузырям; а в воздухе видеть можно по направлению ветра и по тому, дует прямо он или вихреобразно.
Объяснение Mediana Adepta: бывает она двух видов.
Медицина Искусная— это медицина, происхождение которой — на небесах.
Есть две разновидности у медицины и две разновидности есть у болезней:
бывают они небесные и стихийные. Кто познает небесные заболевания и их
лечение — тот может практиковать Медицину Искусную.
В этом роде астрономии выделяется два вида: звездная физика и звездная
хирургия. Физика эта допускает, что нет ничего, что не могло бы
заболеть, и что звезды тоже больны бывают. И поскольку звезды нас
питают, мы становимся как они.
Звездную хирургию следует понимать подобным же образом. Ибо звезды
могут ранить так же, как это делают мечом, но не режут, как обычный
меч, но отверзают тело сообразно своему небесному клинку.
Такие болезни и лечатся соответственным способом, ибо элементальная
медицина здесь совершенно бессильна. Лекарства здесь происходят от
звезд, так же как обычные лекарства происходят от земли, но есть между
ними различие. Элементальная медицина и действие ее телесны и осязаемы;
а небесная медицина бестелесна, независима, отдельна и чиста и не
нуждается она в алхимии для того, чтоб отделить чистое от нечистого,
либо же экстрагировать квинтэссенцию из четырех элементов. Для этой
медицины не нужны ни снадобья, ни ингредиенты, но воздействует она на
пациента прямо и непосредственно.
Тот, кто постигнет болезни небесного происхождения и научится излечивать их небесною медициной, — зовется medicus adeptus.
Эта медицина разумная и всей медицинской науки половину составляет. Ибо
небеса соединяются с телом таким образом, что заражение может
перемещаться из невидимого царства в царство видимое, однако видимое на
невидимое влияния никакого не имеет.
Объяснение Philosophia Adepta: бывает она двух видов.
Все на земле имеют небесные качества в дополнение к тем, которые
получаемы от стихий. Философ Искусный способен различать в земных
предметах их небесные качества. Подобно тому как обычный философ
описывает естественные качества растений, так Философ Искусный
описывает небесные. И нельзя их понять с помощью алхимии, ибо
действенна она только в том, что касается стихий. Потому как все, что
алхимиком расщепляется, сразу свои небесные свойства теряет. И дабы
свойство небесное сохранило свою действенность, никакого расщепления
производить нельзя.
Следует также знать тебе, что Философ Искусный должен быть осведомлен
об особенном искусстве композиции. И подобно тому как смешиваются
друг с другом всевозможные разновидности земных веществ, так можно
смешивать и сидерические арканы. Могут они смешиваться небесным
образом, как если бы существовали они сотворенные материально.
Заметь, что при помощи этих небесных качеств можно изготовить нож или
меч, способный рассечь наковальню надвое и резать любой металл так, как
будто это воск. Такое искусство именуется gladialis, или incusiva. И
как элементальным искусством можно заставить меч резать дерево, так
астральным искусством можно заставить его резать железо.
Узнай также, что, подобно тому как в Природе бывают обыкновенные ключи,
которыми замки открывают, у Философов Искусных бывают ключи невидимые.
Ибо то, чего стихии достигают через телесное, звезды добиваются самой
своей сущностью. И в этом заключается philosophia autontatis, а также
philosophia portiva, и занимаются они переносом сущностей в
элементальное тело.
Как смог ты убедиться, раны могут исцеляться естественным путем при
помощи элементальной медицины, и следует тебе также знать, что лечение
может осуществляться астрально, и всякая болезнь может быть излечена
каждым из этих способов. Именно так следует понимать небесные науки
vulnerari и sanana.
Заметь также, что Philosophia Adepta — нечто большее, нежели доктрина и
наука. Понимать это надлежит следующим образом: подобно тому, как
ученик учится у своего учителя, так и человек должен научаться
Философии Искусной у небесных своих наставников. Учение это составляет
вид, именуемый docfrinata, a наука — это вид, известный как scientena.
И все, чему один человек у другого способен научиться, от звезд
возможно познать основательней, большего при этом понимания добиться.
Так следует понимать вид, который зовется sapientena. Возможно еще
открывать новые науки, и получаются они также от звезд, и этот вид
называется inventuata. И должно этих открытий искать, где бы они ни
были, и все новые и новые совершать, и это — верный путь к совершенству
человека во свете Природном.
Объяснение Mathematica Adepta: бывает она восьми видов.
Восемь вышеописанных родов астрономии невозможны без инструментов; а
математика есть искусство, которое учит, как изготавливать такие
инструменты. Так, есть соответствующая математика для магии,
нигромантии, нектромантии, астрологии, чтения знаков, неопределенных
искусств, медицины искусной и философии искусной.
Прежде всего, есть три вида, необходимых для подготовки инструментов.
Первый из них — это геометрия, и состоит она из частей: геометрии,
занимающейся измерением земли и отсюда инструменты производящей;
геометрии небес, занимающейся имитацией небес в других телах, подобно
тому, как художник имитирует живые цвета. Геометрия учит всему, что
плоско, гладко, пусто, близко или далеко.
Подобна ей космография, которая бывает двух видов,— небесная и
элементальная, и с ее помощью можно установить, что есть и какое оно.
Так, если видим мы растение или птицу, то знаем мы, что они есть и
каковы они. Знать также должно космографию стихий и звезд.А еще есть
космография concordiae, и учит она, как виды космографии к гармонии
привести, каждое растение — к своей звезде, а каждую звезду — к своему
растению. А есть также еще и космография peregnna, которая учит, как
распознавать мобилии. Вот как следует понимать космографическую
математику.
Существует еще математика алгоритмов, которая не только учит, как
вычислять формы, тела и фигуры, но и тому, как искусство
арифметики со всеми его особенностями, числом, линией и мерой
может использоваться в различных геометриях и космографиях. А также
тому, что математика circuit, во всех ее видах, от круга происходит. И
знай также, что универсальная математика — первоначало остальных восьми
родов астрономии, и чем лучше ее уразумеешь, тем действенней будут
остальные.
Уясни теперь, что девять родов астрономии и их виды разъяснены
достаточно и что эти девять родов, девять искусств, девять наук
практикуются вне царства стихий, но образом столь же естественным, что
и в искусстве элементальном. И подобно тому, как мастер свое дело
делает телесно, так же разные вещи могут происходить и духовным
образом. И как можно говорить о том, что кузнечное и другие ремесла
осуществляемы и представимы естественно, так же можно сказать и о том,
что разновидности астрономии тоже практикуемы естественным образом.
И как можно человека назвать природным телом, так существуют и
природные духи. И что бы ни было содеяно во плоти и крови, будет это
естественно, а все, что дух совершит,— также будет естественно. И
всякое творенье выполняет ту задачу, ради которой было оно создано. И
бывает деяние во плоти и крови, а бывает и другое — в духе. И что плоть
и кровь совершат — то естественно, и что дух совершит — то тоже
естественно, и что стихии совершат — естественно, и что звезды совершат
— тоже естественно. Стихии ведут себя так, как должно стихиям, а небеса
— так, как небесам.И всякий, кто учен и опытен в том, что касается
стихий, — может философствовать элементально. А кто учен и опытен в
том, что касается небес,— тот может философствовать по-небесному.
И все эти девять родов астрономии являются искусствами, а значит
практиковаться они могут одними лишь людьми. И потому есть человеческое
искусство магии, человеческое искусство нигромантии и остальные. А
теперь заметь, что существуют и еще десять родов астрономии, которые не
есть человеческие искусства, но эфирные. И это потому, что небеса сами
являют собой астронома и способны практиковать их без помощи человека.
И человек — свидетель того, на что небеса способны сами по себе.
Каковы эти десять родов и их виды, можно без труда уяснить из особой
фигуры, здесь приведенной. Так три предыдущие фигуры предназначались
для уразумения способностей человека, а следующая ниже — для уразумения
способностей небес.
Фигура четвертая Figura Scientiarum Astronomiae
1. Divinatio: Somnus, Phantasia, Speculatio, Animus, Sensus, Vox
2. Augunum: Volatilium, Quadrupedum, Aquaticorum, Vermium, Figurarum, Monstrorum
3. Ebriecatum: Mania, Phrenesis, Phantasmata, Imaginatio, Immutatio
4. Inclinatio: In Carnem, in Animum, in Spintum, in Doctrinam, in Mechanicam, in Habilitatem
5. Impressio: Conceptio, Partus, Sanitas, Aegntudo, Mores, Actus, Sapientia, Prudentia
6. Generatio:Aquarum Crescencia, Terrarum Crescencia, Ignis Crescencia, Aens Tereniabin
7. Inanimatum: Nympharum, Cigantum, Lemurum, Cnomorum, Sylvestrum, Vulcani, Umbraginum
8. Meteorica: Pluviarum, Roris, Pruinae, Fulgures, Tonitrui, Nivis, Grandinis, Glaciei
9. Aegrorum: Tempestatum, Ventorum, Alterationum, Innatae Prophetiae
10. Novalia: In Pennatis, in Brutis, in Piscibus, in Monstris, in Transversa, in Coniranis
Divinatio и его виды: знание о будущем — величайшая тайна на свете.
Есть два способа узнать о будущем: первый из них — естественный, через
предзнаменования и астрономические прогнозы, другой —
сверхъестественный, через пророчества и предсказания. Дивинация есть
род небесной астрономии, описывающий сверхъестественные способы
прозревать будущее, и насчитывается таковых шесть: сны, видения,
предположения, настроения, раздумья и голоса.
Чтобы было тебе легче понять дивинацию, приведу я несколько примеров.
Как правило, дивинации являются человеку столь незаметно, что на них не
обращают внимания. Вот Иосиф, к примеру, открыл, кто были Мария и дитя
ее, во сне. И поскольку снам не придают достаточного значения, в
откровения, в них содержащиеся, не верят, хотя они на деле есть
дивинации. События будущего могут также открыться через видения в форме
образов или картин. В видениях можно столкнуться со странными фигурами
небесными или с духами. Все это виды дивинации, но все насмехаются над
ними, поскольку никто не знает, из какого источника они являются.
Измышляя предположения, мы думаем, как все повернуться может, но если
так и случается, как мы предположили, и никаких других объяснений
случившемуся нет, то предположениям этим все равно не слишком доверяют.
А еще будущие события могут проявиться в чьем-либо настроении, и в
конце концов так и случится. Можно о разных вещах часто думать и
размышлять, и это тоже сбудется. А еще можно сказать, будто что-то
случится, и все так и выйдет. Но поскольку таким явлениям нет
объяснения, они всеми презираемы. А еще часто они происходят через
посредство людей простых и скромных и оттого опять же презираемы.
Таким образом, дивинация — это деяние небес, являемое нам шестью
перечисленными способами, и о нем должно помнить и нельзя презирать
его. Ибо мудрец эти способы не презирает, но относится к ним мудро.
Augunum и его виды: природа
этого рода астрономии также сверхъестественная, и он также дело имеет с
предвосхищением будущих событий. Авгурии бывают шести видов, и, хотя
кажутся они нелепыми, мудрецу не следует презирать их, но помнить, что
Христос, явившись людям, также видом был прост и скромен, и люди
насмехались над ним. И кто уразумел, что вещи неприметные презираемы
быть не должны, но судить о них должно мудро, тот постигнет и то, как
познать Христа.
У насмешников понимания нет, а мудрые обретут его и поймут, что Господь дарует им.
Высочайший движитель ниспосылает нам авгурии через особые знаки,
например, через птиц, а мудрец умеет отличать среди них те, что
касаются людей. Чума, война и смертоубийства часто таким образом
предсказываемы бывают. Животные тоже могут почувствовать что-то
необычное, и для человека это будет предзнаменованием. Можно увидеть
авгурии и в поведении рыб в воде, а также в червях, деревянных фигурах
и камнях. А еще птицы, звери, рыбы, черви и даже люди иногда рождают на
свет уродов, и это предзнаменование будущих бедствий для человека.
Ebnecatum и его виды: этот род астрономии занимается случаями, когда
человек свой обычный разум теряет, а приобретает чуждый. Ибо бывает
разум двух видов: человеческий и чуждый. Господь дает человеку разум
человеческий, дабы жил человек правильно и все окружающее осознавал,
соразмерял и понимал. А с чуждым разумом не может человек понимать все
правильно, но летает туда-сюда, как тростинка на зыби водной. Чуждый
разум — это дух непостоянства, все он перемешивает и смущает. И вот
тебе пример различия между двумя этими разновидностями разума. Может
человек жить безупречно, в полном с человеческим своим разумом
согласии, но выпьет он вина и станет пьяным, и тогда человеческого
разума в нем поубавится, а чуждого — присовокупится. Пьяный не
поступает разумно, но безумен он, невразумителен, своенравен и груб.
Так вот, в этом роде астрономии пять видов, которые являют собой
способы войти человеку в состояние чуждого разума, как при опьянении.
Ибо есть в небесах такие вина, что, кто их выпьет, разум обретает
чуждый, безумный и непостижимый.
Первый вид зовется ebnecata mania, или inebriata mania, и в этом
состоянии люди читают разные слова и понимают их необычно. Есть еще
inebnata phrenesis, и в таком состоянии хочет человек со всеми на мечах
сражаться. A inebriata phantasmata — это такой чуждый разум, у которого
свои есть обычаи и поступки. Есть также вид, именуемый imaginatio
inebnata, когда человеку кажется, будто стены разговаривают, кровати
кружатся, сам он себя не узнает. Пятый вид — это immutatio, и это когда
идеи все и представления местами поменялись, а враги и друзья
перемешались.И тогда сто человек могут собраться вместе, и все они
будут думать по-разному, и идеи у каждого будут свои.
Inclinatio и его виды: предрасположение, четвертый род астрономии,
имеет дело с тем, как звезды управляют человеком и влияют на него.
Предпринимает что-либо звезда и хочет, чтобы человек об этом узнал. Но
поскольку никто в непосредственной связи со звездами не состоит, звезда
должна выбрать себе человека, как будто бы своего приемного сына.
Предрасположение такое получается шестью различными путями. Может оно
произойти через тело и сделать человека людям особенно приятным и будет
он всеми одобряем, а может и наоборот, сделать его для людей особенно
зловредным. Соломон, к примеру, был таким приемным сыном в отношении
его личности.Может предрасположение осуществиться через настроение, и
тогда человек превзойдет всех воодушевлением. Юлий Цезарь был таким
приемным сыном в том, что касалось настроения.
А бывают также предрасположения, превозносящие дух, и человек тогда
превосходит прочих в удачливости. Подобным приемным сыном был император
Фридрих Барбаросса. Могут еще звезды являть через человека учение.
Такими приемными сыновьями были Альберт Великий, Лактанций и Уиклиф.
Звезды также способны предрасположить к некоему искусству или дать
особый талант к ведению дел. Такими приемными сыновьями были Альбертус
Дюрер из Нюрнберга и Фуггер из Аугсбурга. А шестой вид звезд дарует
некую способность, в которой человек всех прочих превосходит. И
приемные сыновья такого рода становятся, к примеру, канатоходцами.
Так четвертый род небесной астрономии и его виды соотносятся с влиянием
небесных движений на тех людей, кто звездам будто бы приемными
сыновьями становятся. И это зовется предрасположением, или inclinatio.
Impressio и его виды:
восприятие явлено нам звездами и действует оно в одном лишь
элементальном теле, а с астральным телом ничего общего не имеет.
Подобно тому, как тело и цвет его всегда вместе, так и восприятие, и
элементальное тело разделены быть не могут. Начинается восприятие при
зачатии, а затем воплощается и изменяется вместе с телом. И как цвет
тела меняется с течением времени, а черные, рыжие или светлые волосы
становятся седыми, так и восприятие человеческое с возрастом меняется и
трансформируется.
Восприятия человеческого тела есть spiraculum vitae, или дыхание жизни.
Это дыхание жизни включает в себя два восприятия: Бога, что дарует
человеку жизнь, и внутреннюю сущность самой жизни. Но есть и еще один
вдохновитель, воздействующий на эти два восприятия. И восприятие — не
что иное, как вечное вдохновение, полученное при зачатии и рождении, и
от этого восприятия следуют и здоровье, и болезни, и хорошие манеры, и
поступки, и труды, и мудрость, и мышление.
Generatio и его виды: этот род состоит из четырех видов,
соответствующих четырем элементам. Порождение есть послание, сообщаемое
звездами человеку. Солнце дарит стихиям тепло, без него были бы все они
мертвы. Солнце вдыхает в стихии жизнь. Элементы — это чрево, а небеса —
родители; и дают они рождение всему, что порождаемо стихиями, и Солнце
— это дыхание жизни.
Порождение означает, что элементы сами по себе, без звезд, ничего не
могут, ибо элементы — это форма, Вулкан — это Солнце, а Природа —
производитель. И семя лежит в форме, а не в творце, подобно тому, как
яйцо лежит в курице, а не в петухе. Но чтобы цыпленок вылупился из
яйца, нужен петух. Так, формы содержат в себе семя, а действующая сила
из звезд исходит.
Касательно порождения должно тебе знать, что все минералы, соли,
металлы, самоцветы, камни и скалы порождаемы стихией Воды; Вода — их
мать, и Солнце производит их из воды. Солнце также приготовляет и
производит плоды из стихии Огня, и это все метеорические порождения:
дождь, снег, ветер, гром и град. Все плоды стихии «оемли : лес, травы
лекарственные и обыкновенные, губки, цветы и прочее — все это
производимо Солнцем и питаемо звездами и землею, каждое соответственным
образом. То же верно и по отношению к плодам воздуха, таким как манна.
Inanimatum и его виды: этот род астрономии уразуметь труднее прочих.
Inanimatum — это человек, у которого нет души, и бывают такие люди
шести видов: нимфы, водяные существа; гиганты; лемуры, горные существа;
гномы, воздушные существа; вулканы, огненные существа; и пигмеи. И как
люди рождаются на свет с душою, так есть и те, души у которых нет, по
одному на каждый элемент, и еще двое, а именно гиганты и пигмеи. И
подобно тому, как передвигаемся мы по земле, а не в земле, и по воде, а
не в воде, и через огонь, а не в огне, и через воздух, а не в воздухе,
так есть и люди, произведенные на свет элементами, и живут они в
стихиях, а не ими и не через них, как феникс живет в огне, а крот — в
земле. И рождены эти существа от семени небесного и элементального, и
не созданы они из limus terrae. Сотворены они не были, а появились на
свет самопроизвольно, как мухи из конского навоза.
Meteorica и ее виды: у этого рода астрономии много разных видов. И в
действительности это метеорика разумная, а не малая метеорика. Дабы
уразуметь тебе разницу между этими двумя разновидностями метеорики,
должно тебе узнать, что малая метеорика имеет отношение к роду
астрономии, известному как порождение, в то время как проявления
разумной метеорики исходят из возвышенного, подобного Олимпу дождя в
форме тумана, и сущность их скорее духовная, нежели физическая. Они
также вызывают гром и молнию, которые однако не ударяют в землю, но
вызывают падение капель и камней.Разумная метеорика порождает кровь,
металлы, драконов, сияния, видения, миражи, фигуры и тому подобное.
Aegrorum и его виды: небеса
действуют поразному. Если дерево срубят в неблагоприятное для этого
время, небеса возобладают над этим деревом, и все стороны небесные и их
соединения будут видны в этом дереве, как детали видны в часах.
Подобным же образом кусок глины, выкопанной из земли под определенным
созвездием, способен породить сверчков, обладающих связью с этим
созвездием, ибо будут они изменяться вместе с Луной. И если человек
заболеет под воздействием небесной силы, то астролог может предсказать
ее проявление. И сможет он сказать больше, чем сверчки в глине, личинки
в сыре, черви в древесине и те люди, что стали пророками благодаря
своим болезням.
Такие виды предсказаний касаются погоды: холодная она или теплая,
легкая или тяжелая, долгая или короткая; и когда Луна молода или стара
и тому подобных вещей. Природа позволяет нам постичь вещи через
стихийные тела в небесах. Так можно узнать будущее ветров, и изменения
климата. Это девятый род астральных наук.
Novalia и ее виды: по велению
Господню одно порождает другое, и нравится Господу то, что все творенья
хороши. Но может случиться так, что порядок этот нарушится, и
получаются тогда уроды, но это единственные ошибки, какие бывают у
Природы. И известно, что астральная природа может вызвать подобное.
Например, сотне человек можно дать задание, чтоб каждый нарисовал
картину. И ни одна не будет подобна другой, однако лишь у того, кто
хорошо умеет рисовать, картина получится хорошей, а остальные девяносто
девять ничего хорошего сделать не смогут.
Подобным образом Природа упражняется в создании людей и других живых
существ, и, поскольку чрезвычайно много всяких сил участвуют в создании
человека, возможно, какая-либо из них подойдет к делу со своим образцом
и все испортит. Это как на большом совете, где много народу и каждый
хочет, чтобы все его послушали, и конечное решение будет тогда глупым и
дурацким.
Так нужно понимать и природу, и свойства звезд, что не действуют они
согласно, но могут произвести результат смешанный. И может это
случиться и с телом человека, и с умом его, но и не только с людьми, а
и с птицами, и со зверями, и с рыбами, и с деревьями, и с прочими
растениями вопреки их природе. Натуралисту следует остерегаться этих
чудовищных форм, ибо такие же чудовищные силы в них, как в безумцах,
омеле или в плесени. И где встречаются такие чудовищные тела в Природе,
там следует искать и чудовищные лекарства. Но не следует употреблять их
к тем, у кого тело нормальное, ибо тем, чье тело несовершенно, только и
дают несовершенные лекарства.
Это есть десятый род астральной науки, и касается он небесных влияний,
которые подвергают элементальные тела трансфигурации и придают им формы
извращенные и своеобразные.