Toggle shoutbox№121 15.04.2025 13:40:02Отв.: Николя Лефевр "Курс Химии"
Toggle shoutbox№122 15.04.2025 18:18:40Отв.: Николя Лефевр "Курс Химии"
Toggle shoutbox№123 15.04.2025 22:50:21Отв.: Николя Лефевр "Курс Химии"
Какая разница кто автор? Главное там полно полезной информации.
Согласен. Так или иначе, изначальные тома Лефевра все равно входят в них.
Toggle shoutbox№124 16.04.2025 00:39:42Отв.: Николя Лефевр "Курс Химии"
РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. Приготовление воды, масла, духа, летучих и нелетучих солей из человеческой крови.
В
мае месяце возьмите большое количество крови у нескольких молодых людей,
которым обычно пускают кровь в это время, и перегоните ее на зольной печи в
большом стеклянном кукурбите; но необходимо положить две или три горсти пеньки
(chanvre) поверх крови, чтобы предотвратить ее подъем в шлем, который
нужно очень тщательно заделать лютом и снабдить приемником; необходимо с умом регулировать
огонь и, прежде всего, не допускать, чтобы оставшаяся -после дистилляции-
масса сгорела, нужно лишь чтобы она высохла. Таким образом вы получите воду и
дух, которые нужно будет ректифицировать на водяной бане; вода послужит для
извлечения соли из кальцинированной «мертвой головы»; дух можно
сохранить как есть и использовать против падучей болезни (le mal
caduc) и судорог у маленьких детей — доза от половины до целой драхмы; он
также является специфическим средством от тех же недугов, если смешать его с
цветками ландыша (muguet) и лаванды (lavande),
чтобы извлечь из них тинктуру. Однако будет лучше подвергнуть его многократной
кохобации в реторте на том, что останется в кукурбите, до девяти раз, или пока
он не приобретет рубиновый цвет и масло не начнет выходить под конец вместе с
летучей солью, которая прилипнет к горлышку реторты или к стенкам приемника; ее
нужно будет смешать с духом, ректифицировать и соединить вместе путем дистилляции,
которую вы проведете на водяной бане. Именно этот дух, насыщенный своей летучей
солью, столь расхвален как средство от паралича (paralysie),
принимаемый внутрь от шести до десяти капель в бульоне, в отваре корня сарсапариля
[squine; сарсапариль китайский (smilax
china) — пер.],
или в белом вине.
Остаток в реторте необходимо довести до полной кальцинации в «огне колеса» (feu de roue), затем извлечь из него соль с помощью воды, полученной из крови; раствор нужно профильтровать, выпарить и оставить для кристаллизации соли, которую следует сохранить для дальнейшего -использования-.
Возьмите масло, дистиллированное из крови, и ректифицируйте его на колькотаре [colcotar; бурый порошок оксида железа (III), краситель «caput mortuum», здесь используется, скорей всего, для дегидратации, абсорбции примесей и равномерного нагревания — пер.] в реторте на песчаной бане до тех пор, пока оно не станет тонким и проникающим; смешайте фиксированную соль с этим маслом и дигерируйте их вместе до полного соединения. Таким образом вы получите бальзам, который творит чудеса, успокаивая боль от подагры в ступнях и руках, а также снимая отеки и покраснения; но что лучше всего — это средство смягчает, рассеивает и растворяет тофусы (tophes) и узлы у страдающих подагрой, а также у больныхязвами [vérolés; как правило имеются ввиду сифилитики — пер.], при условии, что их предварительно очистили хорошими средствами, извлеченными из меркурия [mercure; ртути — пер.] или антимония.
Тем не менее, не следует всегда ограничиваться весной для получения крови, поскольку ее можно брать и в другие времена года, если этого требует необходимость. Можно также использовать кровь оленя, козла, свиньи, быка или овцы, которую можно дистиллировать тем же способом, что и человеческую кровь; ибо их дигестии происходят так же, как и у совершенных животных, и их кровь обладает теми же способностями, за исключением того, что человеческая кровь более тонкая из-за изысканности -человеческой- пищи.
Toggle shoutbox№125 19.04.2025 13:35:27Отв.: Николя Лефевр "Курс Химии"
РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. Приготовление соли и эликсира из камня мочевого пузыря.
Это
удивительно, что то, что причиняет человеку столько страданий, тем не менее
способно послужить ему лекарством; это наблюдается и в случае с камнем
мочевого пузыря (la pierre de la vessie), который можно применять и
без всякой особой обработки — достаточно лишь растереть его в порошок и давать в
дозе от одного скрупула до одной драхмы, в белом вине или в отваре из корней лопуха
(bardane) и жгучей крапивы [d’ortie brûlante; крапива
жгучая (urtica urens) — пер.] — для растворения и выведения мелких
камней (gravelle) и слизи из почек и мочевого пузыря. Однако средства,
которые получают из него Химическим способом, обладают гораздо большей силой и
действуют значительно быстрее.
Итак, возьмите одну часть камней мочевого пузыря и измельчите их в порошок, который вы соедините с двумя частями истолченного в порошок букового угля (charbon de hêtre); положите их вместе в тигель, тщательно заделайте его лютом, и кальцинируйте их в «огне колеса» или в отражательной печи в течение пяти или шести часов; когда тигель остынет, измельчите оставшееся и приготовьте из него щелок (lessive) с помощью какой-либо диуретической воды (eau diurétique), или с помощью флегмы селитры или квасцов (phlegme de salpêtre ou d’alun), который вы отфильтруете и выпарите до образования пленки; поставьте его кристаллизоваться в холодное место, и продолжайте в том же духе, пока не извлечете всю соль; если же она окажется недостаточно чистой, ее следует поместить в тигель и прокалить докрасна на огне, не доводя до плавления; далее ее нужно очистить посредством нескольких диссолюций, фильтраций, эвапораций и кристаллизаций. Эту тщательно высушенную соль следует поместить во флакон, который должен быть плотно закупорен, чтобы она не увлажнилась под воздействием воздуха. Доза этой соли — от четырех до восьми гран в подходящих ликворах для облегчения выведения урины, а также для растворения и выведения песка и слизи, которые обычно являются провоцирующей причиной возникновения и ферментации камней в почках или мочевом пузыре.
Но если вы захотите приготовить эссенцию или эликсир, который будет еще действеннее, чем эта соль, необходимо кальцинировать камень с равным ему по весу количеством очень чистой селитры в хорошем тигле, в «огне колеса» на протяжении шести часов; затем следует извлечь соль из массы при помощи простого духа вина, отфильтровать, выпарить и кристаллизовать; когда кристаллы высохнут, их следует дигерировать в сообщающихся сосудах (vaisseau de rencontre) на парах водяной бани в течение двенадцати дней с ректифицированным духом вина; после этого установите на -нижний- сосуд шлем и извлеките дух вина теплом водяной бани; подвергайте -соль- кохобации столько раз, сколько потребуется, чтобы обратить ее в тонкую и прозрачную жидкость, которую следует бережно хранить. Давать ее следует от пяти до десяти капель при тех же недугах и в тех же ликворах, что были указаны выше.
Художнику не следует испытывать никакого сомнения в использовании селитры для кальцинации камня, из опасения, что ее соль может соединиться с солью самого камня: ибо все летучее, жгучее и едкое, что есть в селитре, исчезает при кальцинации; а все, что остается с кальцинированным камнем, будучи сведенным к универсальной природе под действием огня, может только увеличить силу этого средства, а не уменьшить ее.
Закончив рассмотрение того, что извлекается из человека при его жизни, мы должны завершить эту Главу рассмотрением того, что мы извлекаем из него после его смерти; и начнем мы с плоти, которая дает нам множество прекрасных препаратов, как будет показано далее.
Toggle shoutbox№126 21.05.2025 17:02:00Отв.: Николя Лефевр "Курс Химии"
РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. О человеческой плоти и ее приготовлении.
Мумия (mumie), приготовленная из плоти микрокосма, является одним из самых превосходных средств, извлекаемых из частей человеческого тела. Но поскольку мумия вызывает отвращение у одних, а другим она вовсе неизвестна и непонятна, то уместно рассказать немного о ее разновидностях, прежде чем перейти к описанию истинного способа ее приготовления.
Те из Древних, кто писал о мумиях наиболее учено, упоминают только четыре их вида. Первый — это -мумия- Арабов (Arabes), которая представляет собой не что иное, как ликвор, полученный из тел, забальзамированных с миррой (myrrhe), алоэ (aloë) и природным бальзамом [baume naturel; смолистая субстанция, выделяющаяся из каких-либо деревьев, например, галаадского бальзамного дерева, стиракса или бензоина, и обладающая ароматическими, целебными и консервирующими свойствами — пер.], которые, смешиваясь, растворяясь и соединяясь с субстанцией плоти бальзамируемого тела, содержащей в себе дух и летучую соль — то есть мумиальную и бальзамическую часть, образуют этот первый вид мумии Древних. Он действительно не был бы бесполезен, если бы еще была возможность его достать, но в наше время его нигде не найти.
Второй — это мумия Египтян (mumie des Egyptien): загустевший и высохший ликвор, полученный из тел, пропитанных и наполненных бальзамом, который обычно называют Асфальтом [Asphalte; разновидность битума — пер.] или Писсасфальтом [Pissasphalte; как более жидкая разновидность битума, так и его смесь с какой-либо смолой — пер.].А поскольку сульфуры по своей природе неразрушимы, то именно благодаря им и их бальзамической способности мертвые тела сохраняются от разложения. Однако этот второй вид не приближается -по силе- к первому и пригоден лишь для внешнего применения, так как -этот способ мумификации- не смог извлечь из тела то достоинство средней жизни [la vie moyenne; обозначение жизненной силы, в частности у Парацельса – пер.], которое сохранилось в его частях, по причине сжатой прочности и плотности этих сульфурных битумов (bitumes), сухих и ломких.
Третий вид — совершенно смехотворен и достоин презрения, ибо представляет собой не что иное, как искусственный писсасфальт, то есть черную смолу, которую смешивают с битумом и варят с ликвором, извлеченным из тел умерших рабов, чтобы придать ей трупный запах; именно этот третий вид чаще всего встречается у Бакалейщиков, которые поставляют его Аптекарям, обманутым запахом этой поддельной и софистической субстанции. Все это я узнал от одного Еврея из Александрии Египетской, который насмехался над доверчивостью и невежеством Христиан.
Четвертый вид мумии — и лучший, и наименее софистический — это мумия человеческих тел, высохших в песках Ливии; ибо иногда случается, что целые караваны оказываются погребенными в этих песках, когда поднимается встречный ветер, вздымающий песок, и внезапно, в одно мгновение, накрывающий их им; я сказал, что этот четвертый вид наилучший, потому что он прост, а внезапное удушье удерживает духи во всех частях тела — благодаря -внезапному- удивлению и страху, охватывающим путешественников, что отражено в словах Вергилия: membraquatitgelidusquecoitformidinesanguis[члены дрожат, и кровь стынет от страха; Вергилий, Энеида, II, 120 — пер.].
Кроме того, внезапное высушивание, вызванное либо жаром песка, либо солнечным облучением (l’irradiation du Soleil), сообщает телу некую астральную силу, которая не может быть передана никаким иным способом -воздействия-. Те, кто обладает мумией этого последнего вида, могут использовать ее для препаратов, которые будут описаны далее. Но так как тела, высушенные подобным образом, попадаются не всегда, а средства, которые из них получают, весьма необходимы, то Художник может прибегнуть к пятому виду мумии — той, которую Парацельс называет mumiam patibuli (мумия -с- виселицы, лат.), и которую вполне уместно называть современной мумией, приготовляемую следующим образом.
РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. Приготовление современной мумии.
Необходимо достать тело какого-либо молодого человека возрастом от двадцати пяти до тридцати лет, который был повешен, и отделить -от тела- мышцы, не повреждая их общей оболочки (membrane commune). После отделения их нужно вымочить в духе вина, затем подвесить в месте с сухим и хорошо проницаемым воздухом, чтобы высушить их и сконцентрировать в их волокнах содержащиеся -в мышцах- летучую соль и дух, позволяя испариться лишь серозной и бесполезной части. Если же погода влажная, то эти мышцы следует подвесить в камине и окуривать их по три-четыре раза в день слабым огнем, разведенным на можжевеловых дровах с ветками, листьями и ягодами, до тех пор, пока не станут такими же сухими, как вяленая говядина, которой обычно загружают корабли, отправляющиеся в дальние плавания. Так вы получите мумию, которая нисколько не уступает четвертому виду по своей добротности, и которую я ценю даже выше — потому что можно быть уверенным в ее приготовлении, ее проще получить, и, помимо того, кажется, что духи, летучая соль, мумиальная и бальзамическая части в ней лучше сохранились, поскольку плоть не была высушена чрезмерным жаром.
РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ. Приготовление бальзама современной мумии.
Возьмите фунт мумии пятого вида, разотрите ее в ступке деревянным пестиком до тех пор, пока она не будет превращена в очень тонкие волокна, которые нужно нарезать ножницами как можно мельче; после чего поместите их в колбу с длинным горлышком и залейте оливковым маслом, насыщенным духом терпентина [l’esprit de térébenthine; как правило, скипидар — пер.], который по сути является его эфирным маслом (huile éthérée), до тех пор, пока масло не покроет -материю- на высоту трех-четырех пальцев. Герметично закройте сосуд и поставьте его дигерироваться в навоз или в опилки на паровой бане, на протяжении одного философского месяца, который составляет сорок дней, не прерывая нагревания. По окончании этого срока откройте сосуд, перелейте содержимое в кукурбит, не закрывая его, и поставьте на водяную баню, дав испариться тому зловонию, что приобрела -материя-, а всей мумии — растворится; затем процедите все через вату (coton) и поместите этот раствор с равной частью ректифицированного духа вина, в котором вы заранее растворили две унции старого териака (vieille thériaque), смешанного с одной унцией порошка из мяса гадюки (chair de vipères), в сообщающиеся сосуды для дигестии на водяной бане, на срок в три недели. По прошествии этого времени снимите слепой аламбик, накройте кукурбит шлемом с носиком и начните удалять дух вина при очень медленном нагреве водяной бани; то, что останется, процедите через вату. Таким образом вы получите очень эффективный бальзам, который можно использовать как внутренне, так и наружно.
Это весьма превосходное внутреннее средство против всех тлетворных болезней (maladies venimeuses), особенно против чумных (pestilentielle) и схожих с ними по природе заболеваний. Очень полезно также давать его тем, кто упал и имеет в теле запекшуюся кровь, паралитикам, людям с контрактурированными и атрофированными конечностями, плевритикам [pleurétique; устаревшее название людей, страдающих плевритом — пер.], а также при всех прочих заболеваниях, где необходимо вызвать потоотделение; поэтому больного, которому дают этот препарат, следует хорошо укутать. Доза составляет от одной до трех драхм; -давать- в отваре или тинктуре сассафраса [sassafras; сассафрас беловатый, или лекарственный — пер.] или можжевеловых ягод (debaiedegenièvre).
Но невозможно в полной мере оценить и те прекрасные эффекты, которые он производит в качестве наружного средства; ведь это бальзам, превосходящий даже природный бальзам в способности снимать все внешние боли, вызванные холодом или ветром, проникшим в промежутки между мышцами; он также -эффективен- при -болях-, вызванных растяжениями (foulures) и ушибами (meurtrissures). Им следует также смазывать парализованные конечности, контрактурированные и атрофированные части, то есть те, которые не получают питания; кроме того, им следует натирать болезненные места на теле, на которых при этом не наблюдается ни припухлости, ни покраснения; но обратите внимание: препарат необходимо одновременно давать и внутрь, чтобы внутреннее тепло содействовало внешнему действию; при этом больного следует укутать и оставить в покое на несколько часов, чтобы вызвать потоотделение или позволить тому, что вызывает боль и повреждение частей -тела-, незаметно испариться.
РАЗДЕЛ ДВЕНАДЦАТЫЙ. Как следует приготовлять и дистиллировать человеческую аксунгию.
Аксунгия, или человеческий жир (l’axunge ou la graisse humaine), сама по себе, без какой-либо особой подготовки, является весьма ценным наружным средством; она укрепляет слабые части -тела- и устраняет их внешнюю сухость; она успокаивает боль -в этих частях-, снимает их судороги, восстанавливает подвижность и активность нервных частей (parties nerveuses), смягчает твердость рубцов, заполняет впадины и устраняет неровности кожи, оставленные ядом оспы (le venin de la petite vérole).
Первый способ приготовления прост и обычен; -аксунгию- нужно лишь нарезать и варить с белым вином до тех пор, пока кусочки хорошо не прожарятся, а влага вина не испарится; затем отожмите, -поместив все- между двумя предварительно нагретыми оловянными пластинами, и сохраните эту аксунгию [то есть,тот жидкий жир, который получился при отжиме — пер.] до тех пор, пока она вам не понадобится.
Второй способ приготовления применяется, когда хотят приготовить анодиновый [anodin; болеутоляющий — пер.], рассасывающий и охлаждающий линимент, который можно с большим успехом применять при опухолях, воспалениях, уплотнениях и других осложнениях, обычно возникающих при ранах и язвах — либо по причине неумеренности больного, либо по вине неумелого и нерадивого Хирурга. Для этого возьмите флегму витриола или квасцов (phlegme de vitriol ou d’alun), насыщенную их кислым духом, примерно полфунта [demie livre; старофранцузская мера веса, один фунт равен ≈489,5 г. —пер.]; поместите ее на песчаную баню и дигерируйте вместе с двумя унциями промытого и высушенного литарга [litharge; свинцовый глет (особая форма оксида свинца светло-желтого цвета) или синоним свинцовых белил (гидрокарбоната свинца) — пер.], при этом необходимо часто, без долгих перерывов, помешивать -материю-;когда ликвор станет достаточно насыщенным, его нужно отфильтровать и на его основе приготовить линимент в виде nutritum [то есть в виде мягкой мази, где аксунгия служит основой, а ликвор является активным компонентом — пер.]. А если вы хотите сделать -мазь- более специфической, следует добавить при перемешивании [возможно автор имеет ввиду более поздний этап: смешивание аксунгии и ликвора, а не флегмы и литарга — пер.] немного тинктуры мирры и алоэ, приготовленной на очень хорошем духе вина.
Третий и последний способ приготовления человеческой аксунгии, который я считаю самым точным и наилучшим, — это ее дистилляция, которая выполняется следующим образом. Возьмите одну часть человеческой аксунгии и две или три части декрепитированной соли [sel décrépite; прокаленная поваренная соль, из которой удалены влага и примеси путем нагрева до прекращения треска — пер.], тщательно их перемешайте и разотрите; затем поместите эту смесь в стеклянную реторту, которую вы поместите на песчаную баню, присоединив к ней приемник и тщательно замазав лютом -их соединение-; затем давайте огонь постепенно, пока дно реторты не начнет краснеть — это займет около восьми часов. Таким образом вы получите масло человеческой аксунгии, которое будет очень тонким и которое является отличным средством для оживления и снятия онемения парализованных конечностей, которые обычно холодны и атрофированы; для всех вышеупомянутых целей это масло -по действию- превосходит само тело, из которого оно было получено. А если вы хотите сделать это масло еще более тонким и проникающим, то его нужно циркулировать на водяной бане с равной частью духа вина в течение нескольких дней, а затем ректифицировать дистилляцией в неглубоком кукурбите (cucurbite de basse coupe) на зольной печи; таким образом оно станет настолько проникающим и тонким, что его едва удается сохранить в стеклянной посуде, ибо оно становится почти незаметным сразу после нанесения — настолько оно проникающее.
Приведенные выше приготовления могут служить образцом для -приготовлений- остальных масел, жиров, сал и аксунгий, которые станут более действенными и проникающими благодаря этому способу.
РАЗДЕЛ ТРИНАДЦАТЫЙ. Как приготовить дух, масло и летучую соль из костей и черепа человека.
Приготовление черепа ничем не отличается от приготовления костей, поэтому мы не будем тратить время на два отдельных описания: и то и другое готовится следующим образом.
Возьмите человеческие кости, взятые от человека, умершего насильственной смертью, которые не были ни захоронены, ни сварены, ни засыпаны негашеной известью, и распилите их на куски подходящего размера, чтобы они могли легко поместиться в реторту, которую следует тщательно обмазать лютом и наполнить только на две трети; поставьте ее в закрытую отражательную печь с открытым огнем (réverbère clos à feu ouvert). После того как вы приспособите приемник и герметично заделаете лютом -соединение-, накройте отражательную печь, оставив сверху отверстие диаметром в полтора дюйма, которое будет служить регистром для управления огнем. Огонь следует поддерживать в умеренном градуированном режиме до тех пор, пока не пройдут все белые испарения. После этого нужно заменить приемник или слить материю из первого -приемника-, снова тщательно заделать лютом -соединение-, и продолжать нагревать, усилив огонь, чтобы извлечь масло и летучую соль вместе с остатками духа. Это следует делать до тех пор, пока -содержимое- приемника само по себе не станет прозрачным — что происходит примерно через двенадцать часов с момента начала операции.
Но учтите, что следует сохранить опилки от костей, или то, что получилось через опиливание или соскабливание; мы будем использовать это для -последующей- ректификации духа, масла и летучей соли. Также необходимо кальцинировать и прокалить до белизны в отражательной печи с открытым огнем, между кирпичами, куски, оставшиеся в реторте, чтобы они могли послужить для удержания и фиксации летучей соли, которую невозможно сохранить иным образом из-за ее тонкости; все это будет описано далее, когда будем говорить дистилляции и ректификации того, что извлекается из оленьего рога (la corne de cerf).
Я не могу умолчать об одном опыте, свидетелем которого я был: у одного корнета была огнестрельная рана от мушкета в бедре, рядом с коленом, и после заживления нога и колено оказались в таком плачевном состоянии, что пятка почти касалась ягодицы, и он был почти неспособен к службе. Но их Главный Хирург, немец, взялся вернуть подвижность колену. Чтобы достичь цели, он в течение шести недель ежедневно давал больному в отварах по одной драхме порошка, приготовленного из костей ноги и бедра человека, подвергшегося вскрытию несколькими годами ранее. Это не только вернуло подвижность колена и дало возможность его сгибать, но и позволило корнету до окончания шестой недели снова упражняться с оружием, играть в же-де-пом [la paume; прообраз современного тенниса — пер.] и ездить верхом. Это должно убедить нас в том, что столь редкий эффект не мог быть вызван ничем иным, кроме как присутствием в этом порошке летучей, духовной и проникающей соли, поскольку материальная часть сама по себе никогда бы не дошла -в организме- до последних стадий дигестии (dernières digestions). Я рассказал эту Историю только для того, чтобы, будучи более убедительным, лучше прояснить действия средств, которые извлекаются из костей и черепа человека путем дистилляции, отделяющей чистое от нечистого. Дух и летучая соль из человеческого черепа даются для лечения эпилепсии с водой из цветов липы (tillot), ландыша (muguet) или пиона (pœone). То, что получено из костей, также с успехом применяется для восстановления усохших и сокращенных членов, при условии, что их одновременно натирают бальзамом из современной мумии. Масло из черепа и костей используется исключительно наружно — для очищения и лечения гнойных и разъедающих язв (ulcères vilains & rongeants), при условии, что к нему добавляют немного порошка колькотара (colcotar) и каждые два дня дают пациенту целебные и слабительные снадобья. Доза духа — от трех до десяти капель; доза закрепленной (arrêté) летучей соли — от четырех до восьми гран.