Эмблема
российское алхимическое братство
Эмблема




Регистрация


Наверх

Золотой Трактат (7 глав)

Разделы | Раздел «Герметизм» | Все Статьи | Все Авторы | Гермес Трисмегист
Версия для печати

I


1. И так говорит Гермес: В течение долгих лет я неустанно экспериментировал не щадя труда ума своего; и эту науку и мастерство я обрел вдохновением одного лишь сущего Бога, что счел возможным открыть их Своему слуге . Наделенным же разумением отличать Истинное Он даровал могущество выносить суждение, но не единой возможности ошибиться.

2. Я никогда не раскрывал секрет этого вещества прежде, но страшит меня не судный дня и погибель души моей, что случится, если я так и не раскрою его. Это мой долг и я жажду поделиться с преданными, поскольку Создатель нашей веры изволил даровать мне это знание.

3. Поймите же, O сыновья Мудрости, что познание четырех элементов древними философами не было плодом вещественных или неблагоразумных изысканий, но явило себя благодаря их усердию в делании и тайном преобразовании. Поскольку преобразования эти тайны, они не завершались, пока не было достигнуто совершенство состава и цвета.

4. Знайте же, что древние философы разделили Воду на четыре субстанции, одну на две, и три на одну, треть которой это цвет, то есть - сгущение влаги; но две трети вод - это Частицы Мудрости.

5. Возьмите полторы унции влаги и четвертую часть, то есть, половину унции Истинной Красноты, что является душой золота; аналогичным образом - половину унции лимонной Seyre(?) и половину унции Мышьяка. Всего три унции. И знайте же, что виноградная лоза этого метода извлекается из трех, а вино ее совершенствуется в тридцать раз.

6. Поймите, что процесс приготовления уменьшает вещество, но оттенок увеличивает его; так и Луна после пятнадцати дней убывает; и на третий - увеличивается. В этом - и начало и конец.

7. Созерцайте, я раскрыл то, что было скрыто, так как делание свершается одновременно и внутри вас и снаружи; находя сокрытое в вас самих, вы обретаете его и в море и в земле.

8. Держи потому добытую и сгущенную тобой Ртуть в самой глубине своей души; поскольку это Меркурий, оставшийся после вычитания земли.

9. Потому, пусть слышащий мои слова да совершит свой поиск в них; я раскрыл все тайны, касательно этого знания, что прежде были сокрыты, и раскрыл самую великую из всех тайн.

10. Знайте же, Вопрошающие в слух и Дети Мудрости, что стервятник, громко кричащий на горе, я есть и Белое Черного, и Красное Белого, и Цитрин Красного; и я говорю самую истину.

11. И знайте, что главный принцип искусства - Ворон, бескрыло летящий сквозь мрак ночи и сияние дня. От горечи, наполняющей его горло, взят оттенок, Красный исходит из его тела, а из спины его - чистая вода.

12. Потому поймите и примите этот дар Бога. В кавернах металлов скрыт священный Камень роскошного цвета, возвышенный ум и открытое море. Созерцайте, я раскрыл это вам; благодарите Бога, который даровал Вам это познание; ибо Он любит благодарных.

13. Поместите вещество во влажный огонь и заставьте его кипеть, дабы увеличить жар, разрушающий сухость негорючей природы до момента появления истока; затем извлеките красноту и легкую его часть, пока не остается лишь третья.

1 - Как утверждал Артур Эдвардс Уэйт в своей работе "Секретная Традиция в Алхимии", Золотой Трактат впервые был представлен в 1600 г. в Лейпциге под редакцией доктора Гесиаса, а затем в 1610 г. Уильям Сэлмон включил Англоязычную версию в свою работу Medicina Practica. По утверждению Уэйта, не существует не только никакого греческого оригинала, но и текст на латыни является поздним. Также, по его словам, версия г-жи Этвуд, коей мы пользуемся в настоящем труде, отличается от версии Сэлмона.

(Пометка: нумерации строф не существовало в предшествующих текстах. Это просто мое собственное включение, принятое из соображений удобства. - И.Р.)

14. Сыновья Мудрецов! Мудрецов! По этой причине философов называют ревностными, но нет, они не скрывают истину от религиозных, простых или благоразумных людей. Они оберегают ее от неосведомленных и порочных, лишенных самоконтроля и благожелательности, ибо те не должны укрепиться во зле для свершения преступлений и греховных целей; таким образом, философы в ответе перед Богом. Злые люди не достойны мудрости.

15. Знайте, что это вещество я называю Камнем; но его также называют женственностью магнезия, курицей, белой слюной, летучим молоком и невоспламеняющимся пеплом, дабы скрыть от негодного и неосведомленного, лишенного праведности и самообладания; однако же, обращаясь к мудрому, я употребляю один единственный эпитет, - Философский камень. Потому заключите его и сохраните в том море, огне, и небесном Полете до последнего момента его существования. Но я молю Вас всех, Сыновей философии, - во имя нашего Благодетеля, украшающего вас узорами Своей милости, не открывайте сей Камень глупому, неосведомленному, или недостойному человеку.

16. Я не получил ничего от любого, кому я не возвратил данное мне, и при этом был в состоянии чтить и чрезвычайно уважать Его.

17. Это, O сын, и есть скрытый Камень многих цветов, рождающийся в одном цвете; знай это и скрывай это. Таковым Всемогущим одобрением обходят самые тяжкие болезни, всякое горе и бедствие. Любое злое явление и вредоносное деяние пройдет стороной. Это дорога от темноты к свету, из дикой пустыни к безопасному очагу, от троп бедности к свободному и вполне достаточному состоянию.

II


1. Мой сын, вперед всего сущего я убеждаю тебя почитать Бога, в котором сила твоего делания; и связь каждого отделенного элемента. Мой сын, чтобы ты ни услышал, осмысливай это своим разумом. Я полагаю, ты не глупец, потому прими мои наставления и размышляй о них. Позволь своему сердцу так наполниться ими, будто это ты создатель того, чему я теперь учу. Если ты прикоснешься холодом к любой горячей сущности, ты повредишь ее: подобным же образом разумный закрывает себя от невежества; дабы не пасть навзничь, он должен не обманываться

2. Возьми летучее вещество и вытопи его летучесть, и раздели и отдели его от ржавчины, что удерживает его в смерти; вынь ее и разъедини с ним так, чтобы оно могло существовать и говорить само по себе, не улетая ввысь, но истинно воздерживаясь от полета. Для того нужно освободить его от оков и после освобождения в дни известные тебе вещество подчинится; тогда же оно станет тебе достойным спутником и слабость твоя обернется покоренным владыкой.

3. Извлеки из луча его тень и нечистоту, позволяющие облакам возвышаться над ним, оскверняя его тем и мешая свету; в силу сжатия и пламенной красноты, он жжется. Возьми, мой сын, эту красноту, поврежденную водой; сейчас она подобна тлеющему углю, в котором скрыт огонь. Ты должен извлекать его до тех пор, пока краснота не очистится; тогда же она свяжет себя с тобой, лелеющим ее, и обретет приют в тебе.

4. Затем, я должен сказать, O мой сын, верни потухший уголь в воду на тридцать дней; теперь же ты - коронованный король, отдыхающий у познанного тобой источника и извлекающий из него сухой, лишенный влаги Мышьяк. И теперь же я наполнил радостью сердца слушающих и глаза, смотрящие с надеждой на тебя и на обретенное тобой.

5. Заметь же, вода изначально была в воздухе, а затем в земле; восстанови ее до первоначального свойства и умело преобразуй прежде, чем собрать; затем бережно соедини ее с вышеупомянутым красным духом.

6. Знай же, мой сын, что жирность нашей земли - это сера, мышьяк, siretz (?) и крокус, и все они - тоже сера; мышьяк, сера и подобные элементы разнообразны, некоторые из них более низменны, чем другие. Сюда также относится жир вязких материй, таких как волосы, ногти, копыта и даже самой серы и мозга, что является мышьяком; к подобным веществам относятся и когти кошки и льва, являющиеся siretz (?); жир белых веществ, и жир двух восточных ртутей, что стремятся к сере и содержат вещества.

7. Кроме того, я утверждаю, что эта сера окрашивает и закрепляет, являясь соединением оттенков; масла также окрашивают и улетают, будучи заключенными в веществе; они являют собой соединение летучих веществ с серой и белковыми веществами, способными удерживать летучую Сущность.

8. Соотношение, что ищут философы, O сын, существует лишь в нашем яйце; но его не отыскать в курином яйце. Но чтобы большая часть Божественной Мудрости была сокрыта подобно куриному яйцу, его составляют четыре элемента, упорядоченные и сформированные.

9. Знай, сын мой, что куриное яйцо является самой великой и близкой аналогией в природе; поскольку в нем сочетаются и одухотворенность, и соединение элементов, и земля, предающая золотой оттенок.

10. Сын вопрошает Гермеса: «Сера, пригодная для нашей работы, является ли она небесной или земной?». И он отвечает: «Некоторая небесная, а другая – земная, - но Гермес продолжает - она иная; истинная мужественность парит в небесах женственности, истинная же женственность ступает по земле мужественности».

11. Сын: «Отец, я полагаю, что сердце, паря в небе берет под свое крыло землю». Но говорит Гермес: «Это не так; истинная мужественность парит в небесах женственности, истинная же женственность ступает по земле мужественности».

12. Сын: «Отец, что более достойно - пребывать небом или пребывать землей?». Он отвечает: «Одно нуждается в другом; необходима срединность. Это будто утверждать, что мудрый человек управляет всем человечеством, поскольку всякая сущность его Общества сияет в нем, но Мудрость Жизни там, где Равные соединяются». «Но что их объединяет?» - возражает сын? И Гермес отвечает: «В каждой сущности есть три от двух, сначала необходимая вода, затем масляный оттенок, и наконец, осадок или земля, что остается ниже».

13. Но Дракон живет в них; и чернота находится в них, тем он и поднимается в воздух. Но, пока дым остается в них, они не бессмертны. Потому отдели пар от воды, и черноту от масляного оттенка, и смерть от осадка; и растворением ты достигнешь торжественной награды, которой и благодаря которой живут обладающие ей.

14. Знай, мой сын, мазь умеренности, будучи огнем, и есть связующая среда между осадком, водой и мной, Преобразователем воды. Мази называют серой, так как огонь, масло и сера очень близки, именно поэтому огонь и горит и сера.

15. Вся мудрость мира, O сын, сосредоточена в этой моей скрытой Мудрости, и познание Мастерства состоит в обнаружении этих удивительных скрытых элементов, под которыми она спрятана. Потому, прикасающемуся к нашей скрытой Мудрости надлежит преисполниться достоинством; быть справедливыми и добродетельным, и в глубоком понимании и безмятежности быть готовым протянуть руку человечеству, быть учтивыми и усердным хранителем открытых ему секретов.

16. И так, знающий лишь как умертвить, чтобы вызвать генерацию, оживить Дух, очистить и ввести Свет, пока вещества борются друг с другом и становятся белыми и освобожденными от загрязнений, подобно черноте и темноте, в действительности не знает ничего и ничего не может сделать. Обладающий же подлинным знанием обретает великое достоинство, и короли должны будут чтить его. Эти секреты, сын, мы должны охранять и скрывать от злого и глупого мира.

17. Пойми также, что, наш Камень состоит из многий явлений, разных цветов и четырех элементов, что нам надлежит разделить и разъединить на части, вычленяя конечное; нам также надлежит умертвлять надлежащим образом, дабы сохранить воду и огонь, пребывающие в нем и происходящие от четырех элементов и их вод, чтобы собрать его воду; однако, она не является водой в ее истинной форме, но огнем, содержащим в чистом сосуде взошедшие воды, ибо духи не должны покинуть вещества; для того они окрашиваются и закрепляются.

18. O блаженная водяная понтийская форма, что растворяет элементы! Теперь же, чтобы поместить себя в серную Форму нам надлежит смешать эту водяную форму с нашим Уксусом. Потому как, ключ восстановления - это состав растворенный силой воды; тогда же темнота и смерть улетают прочь, и достигается Мудрость.


III


1. Знай, мой сын, что философы сковывают свое вещество крепкой цепью, что может противостоять Огню; потому что духи желают пребывать и радоваться в очищенном веществе. И когда эти духи объединены и населяют вещество, то они оживают и более неотделимы.

2. Тем самым мертвые элементы восстановлены, смешанные вещества окрашены и изменены и, как говорят философы, чудным образом становятся совершенными.

3. O неизменная водная Форма, созидательница величественных элементов! Ты объединяешь и в своем потоке даруешь оттенок, найди же покой.

4. Наш самый драгоценный камень состоит из грязи и, будучи самым дорогим, происходит из низменного. Потому нам надлежит умертвить две ртути вместе и почитать Ртуть Мышьяка и Восточную Ртуть Магния .

5. Но когда мы соединим коронованного короля с нашей красной дочерью, то в кротком и не обжигающем огне она оплодотворится сыном, соединенным, высшим и живущим нашим огнем. Затем следует направить огонь сквозь расщепленную серу, так он войдет в сердце и очистится до чистого, извлеченного вещества. Когда же оно преобразовано, оттенок его остается красным как плоть благодаря огню. Рожденный от короля, наш сын получил свой оттенок от огня. Теперь и смерть, и мрак, и воды уйдут прочь.

6. Дракон, подсматривающий в щель, боится лучей солнца, и наш мертвый сын будет жить; король, пребывая в огне, радуется венчанию; тайные сокровища будут лежать на виду и молоко Девы будет отбелено. Оживленный сын становится воином, облаченным в огонь и великолепный оттенок. Потому как этот сын, несущий в себе Философское Вещество - сам по себе сокровищница.

7. Приблизьтесь, сыновья Мудрости, и радуйтесь; давайте радоваться вместе; царствование смерти окончено и ныне правит сын, и ныне он облачен в красное одеяние и воссиял фиолетовый цвет.


IV


1. Поймите же, Сыновья Мудрости, Камень провозглашает: «Защити меня, и я защищу тебя; вручи мне принадлежащее мне, чтобы я мог помочь тебе».

2. «Моя Соль и мои лучи наиболее скрыты и тайны во мне. Мое собственная Луна - мой свет, превосходящий своим сиянием любой другой; и благое во мне превосходит все благое снаружи; я отдаю свободно и вознаграждаю разумеющих счастьем и радостью, славой, богатством и восхищением; и о чем они спрашивают, я даю ответы на вопросы и понимание божественного».

3. Созерцайте, скрытое философами заключено в четырех буквах: за Альфой следуют две, Ида и Либер; затем следует Соль. Однако, жаждущему овладеть искусством следует соединить сына с Buba (?), являющимся Юпитером и скрытым секретом.

4. Слушающие, обратитесь к своему разуму; Обдумайте все, погрузившись в глубокое исследование того, что я продемонстрировал вам умозрительно. Все, известное мне умещается в одной единственной вещи. Но кто он, ценящий истинное исследование и погружающий свой разум в поиски? В нем нет ничего от человека или родственного человеку; ни от вола или тельца; и если какое-либо создание соединить другим, то сходства все равно не найти.

5. Теперь говорит Венера: «Я рождаю свет, ибо мрак - не моя природа; и если бы мой металл не был сух, то всякая материя желала бы обладать мною, поскольку сжижая и удаляя ржавчину, я извлекаю ее вещество. Поэтому, ни что не может быть священнее моего объединения с братом».

6. Но король, правитель, говорит в присутствии братьев: «Я коронован, и я украшен диадемой; я облачен в королевское одеяние. Я приношу радость и сердечное счастье; будучи прикованным к рукам и груди моей матери и к ее веществу, я удерживаю свое вещество; и я составляю невидимое из видимого, являя тайное. И все, что скрыли философы, будет явлено внутри нас».

7. Услышьте эти слова и поймите их; храните их и размышляйте; и не ищите ничего более: начало человека лежит в Природе, и его внутреннее вещество - плоть и не более. Размышляйте об этом послании и отбросьте лишнее.

8. И так говорит философ: «Ботрий делается из Цитрина, извлеченного из Красноты, и не из чего иного; и если это Цитрин и ничто иное, то знай, он и будет твоей Мудростью. Не беспокойся, если твое искусство не жаждет сделать извлечение из Красноты. Созерцай, я написал указания и почти раскрыл суть для того, кто способен понять».

9. Сыновья Мудрости! жгите тогда Медное Вещество в сильном огне; и это наполнит Вас искомой благодатью. И сделайте летучее неспособным улететь от нелетучего. И то, что останется от огня как пламя пламени, повреждаемое жаром кипящего пламени – это и есть Cambar (?).

10. И знайте, что Мастерство обращения с этим неизменным источником – это наша медь и цвет ее и чернота тогда обратятся истинной краснотой.

11. Я говорю перед Богом, я сказал только истину. Разрушающие - они же и созидающие, так и тление являет собой восстановление вещества; и так вещества улучшаются и проявляется Мастерство.

V


1. Мой сын, начало Мастерства рождается от ворона. Созерцайте, я затемнил рассматриваемый вопрос многословием, лишая его света. Говоря, я и рассеивал и объединял, но о самом главном я говорил дальше всего.

2. Потому обжигайте и кипятите те вещества в происходящем от живота лошади в течение семи, четырнадцати или двадцати одного дня. Тогда они обратятся Драконом, поедающим свои собственные крылья и разрушающим себя; сделанное помести в тщательно замазанную печь и узри, что ни один дух тогда не улетучится. И знай, что периоды земли в воде, которая стеснена, пока ты не погрузишься в нее.

3. Таким образом, вещество плавится и обжигается. Возьми его разум и растирай в порошок в самом остром уксусе, пока оно не затемнится. Приготовленное таким образом оно пребывает в гниении; темные облака, что пребывали в его теле до смерти, будут изменены. Процесс повторится; как я и говорил прежде, вещество умирает, тем и живет.

4. Работая с его жизнью и смертью, мы работаем с духами; поскольку вещество умирает посредством изъятия духа, то живет оно в возвращении и восстановлении, пребывая в них в радости. Теперь то, что ты искал явлено. Я рассказал тебе о символах, несущих радость и фиксирующих себя.

5. Но это знание и способ постижения его секрета передано нашими предками в цифрах и символах; я раскрыл загадку и книгу познания; я раскрыл спрятанное знание и объединил рассеянные истины в пределах их границ, а также соединил множество различных форм и даже присоединил Дух. Примите это в качестве дара Бога.

VI


1. Нам надлежит благодарить Бога, щедро одаривающего мудрых и освобождающего нас от горя и бедности. Наряду с полнотой его вещества и явленными чудесами, я попытаюсь смиренно просить Бога, о том, чтобы мы могли прийти к Нему, пока живем.

2. Уберите, O сыновья Науки, мази, что мы извлекали из жиров, волос, патины, трагаканта и костей, что описаны в книгах наших отцов.

3. Но сосредоточьтесь на мазях, содержащих оттенок, сгустите испаряющиеся соединения и украсьте серу, мне следует объяснить это подробнее. Это - Фора всех тайных мазей, что кажутся неприготовимыми. Она пребывает в своем теле как огонь в деревьях и камнях, который самым тонким мастерством и изобретательностью нам следует извлекать без сгорания.

4. И знайте, что Небо соединяется с Землей опосредовано. Но срединная природа, Вода, является такой же Формой, как Небо и Земля. Но вода содержит в себе первое, происходящее от Камня; второе же - это золото; но третьим является наше среднее золото, которое более благородно чем вода с осадком.

5. Но в них дым, чернота, и смерть. Потому нам надлежит отогнать пар от воды, черноту от мази, и смерть от осадка посредством растворения. И когда мы сделаем это, нам станут доступны высшее знание и секрет всего срытого.

VII


1. Знайте же, O Сыновья Науки, есть семь веществ, - из которых золото является первым, наиболее совершенным, их королем и главой, ни земля не может его исказить, ни огонь опустошить, ни вода изменить; поскольку его структура уравновешенна и его природа устойчива к жару, холоду и влаге; и оно не содержит ничего лишнего, потому философы почитали и восхваляли его, говоря, что среди других вещество это золото подобно солнцу среди звезд, сияющему самым ослепительным светом; и как по воле Бога, все овощи и фрукты земли совершенны, так и золото, фермент Ixir (?), оживляет и содержит в себе все металлы.

2. Тесто не может бродить без фермента: так, когда вы возвышаете и очищаете вещество, отделяя нечистоту от осадков, соединяете и смешиваете его, добавьте в него фермент, конфецирующий землю и воду. Тогда появится фермент Ixir (?), подобный сбраживающему ферменту. Думайте об этом, размышляйте и наблюдайте, как фермент изменяет былую природу; Узрите также, что всякий фермент порождается родственной ему природой.

3. Наблюдайте, также, что фермент отбеливает конфекцию и препятствует сгоранию, а также сохраняет оттенок, чтобы вещество не улетучилось. Фермент наполняет вещества радостью, объединяет их и помещает одно в другое, в этом - Ключ философов и завершение их работы; и благодаря этой науке вещества совершенствуются и преобразования их, с Божьей помощью, завершаются.

4. Но небрежностью и заблуждениями касательно свойств веществ, преобразования искажаются подобно действию плохой закваски в тесте или кефире для сыра, или мускусу среди душистых веществ.

5. Цвет золотого вещества указывает на красноту, и природа его не сладость; потому мы делаем из него Серицин, то есть Ixir (?); и из него мы делаем красящее вещество, о котором писали, и оттиском короля мы придаем оттенок глине, выбрав цвет неба, увеличивающий зрелищность

6. Камень, потому, является самым драгоценным незапятнанным золотом - равномерно умеренный, ни огонь, ни воздух, ни вода, ни земля не в состоянии ему навредить; Всеобщий Фермент, улучшающий все своим составом желтого или истинно лимонного цвета.

7. Золото мудрого, смешанное и хорошо вываренное в пламенной воде рождает Ixir (?); золото мудрого тяжелее свинца, что в малой концентрации является ферментом Ixir (?), и, наоборот, взятый в равной доле, теряет свою сбалансированность.

8. Делание начинается в овощном, затем продолжается в животном, как и в яйце курицы, что так помогает нам своей аналогией; и наша земля это золото, из которого мы делаем Серицин - фермент Ixir.

Автор: Гермес Трисмегист
Статью прислал: Верховный Алхимик 25 августа 2020 г.
Просмотров: 1567