Abraxsas
Триединый Путь
Перевод: АМ Редакция: ИН Помощь: В. Ванюшкина
Итак, тебе была открыта
наипервейшая задача нашего Искусства: отщепление своей влажной
материальной субстанции и возрождение в солярном могуществе,
посредством которого осуществляется последующее преображение в
"сущего", в дышащий центр, свободный от ограничений подлунной природы.
Необходимо выхолостить жажду, лихорадку, беспрестанную мрачную
одержимость существованием: в этом основное условие преодоления
человеческих законов.
Однако эта операция (герметисты называли ее "умерщвлением" или
"гниением") может быть проведена разными путями. Ознакомься с ними, но
знай, что их возможности в достижении главной цели не равноценны. Изучи
потенциал каждого, чтобы посредством комбинаций стяжать высочайшее
мастерство.
1
Рассмотрим первый путь, который я буду называть "опытным". На этом пути
развитие идет скачками: сознание переходит из одного состояния в другое
без сохранения непосредственной связи между ними. Наше "я" лишь
переносится с одного уровня на другой: это мгновенная
самоидентификация, пробуждение в ином состоянии сознания, без
вмешательства прямой индивидуальной инициативы и активной подготовки.
Подобно химическому опыту, когда точно известны элементы и условия,
необходимые для изготовления определенной смеси, но результат приносит
нечто новое, некую новую субстанцию (хотя ты и не способен уловить
тончайшую суть эксперимента), существуют точные методы, аналогичным
образом формирующие новые состояния сознания.
К таким методам относится техника, основанная на действии особых
субстанций в союзе с определенным душевным настроем; а также на
некоторых практиках хатха-йоги, эффективных для создания определенных
психофизических предрасположенностей. Также можно упомянуть некоторые
опыты, осуществленные для прямого достижения определенных целей теми,
кто обладает соответствующими способностями, и, наконец, ряд феноменов
несомненно спонтанного характера. Например, к ним относится внезапное
просветление (молниеносное или навязанное волевым образом), обретение
паранормальных чувственных способностей или осознанное самовосприятия
("Пьетро Негри" описал подобный случай в предыдущей главе). В последних
двух случаях изменения скачкообразны, и выход на новый уровень
осознания может быть ошеломляюще внезапен. "Сначала это, затем - то".
Негативный аспект этого пути заключается в том, что достигнутые
состояния сознания, сквозь которые он ведет, крайне необычны. Для
действенного и постоянного самоконтроля здесь требуется не столько
предчувствие и внезапное озарение, сколько использование мощной техники
полного умерщвления или преображения природного естества.
В противном случае, как только импульс иссякнет, ты окажешься
отброшенным к началу, т.к. твое самосознание сохранило привычку
идентифицироваться с природным естеством. И наоборот, как только ты
потеряешь все, станет ясно, что если ты продолжишь жить, то в новом
состоянии обретешь возрожденное сознание. Обрати внимание: я сказал
"если ты продолжишь жить". Будь благоразумен, весьма вероятно (если ты
собираешься достичь высшей цели посредством лишь этого пути), что твой
скачок окажется слишком короток: пока ты не окажешься полностью "по ту
сторону", тебе не раз придется вступить в нелегкое сражение, не имея
подходящего оружия.
Положительным аспектом этого пути является то, что разрыв между обычным
и инициатическими состояниями сознания никогда не устраняется
полностью. Это пробуждения, просветления и знаки чего-то настолько
нового, чему даже невозможно дать точное определение. Можно говорить
лишь о приближении, стремлении к ним; однако подлинная трансформация,
присутствие, всегда будет следствием скачка. С другой стороны, именно
это "присутствие" будет питать тебя трансцендентной силой понимания и
действия, без которой все усилия останутся тщетными. Без нее твой взор,
окутанный тьмой, будет обращен лишь на себя; твоя воля останется
скованной, борющейся, лишенной смысла и не способной постичь
освобождающую ясность и могущественную легкость высших сущностей.
Таким образом, на нашем пути ты встретишь элементы "опытного" метода,
которые, без сомнения, необходимо объединить с индивидуальным
намерением пережить трансформацию, чтобы полностью освоить
трансцендентные состояния и переместить в них все твое существо. Там ты
не заплутаешь, не попадешь под их власть, не будешь "сметен прочь", но
останешься подлинно действующим, утверждающим, сущим.
2
Второй путь основан на открытиях мистического опыта, на том, чему он
благоприятствует в контексте соответствующей инициатической
вовлеченности. Это метод действует в сущности, через душу и чувства.
Для его правильного освоения, знай - первоначальный секрет заключается
в том, чтобы создать в себе двойную сущность. Ты должен выделить
(сначала мысленно представить, а затем ощутить) высший принцип,
противостоящий всему, чем ты обычно являешься (например, инстинктивной
жизни, мыслям, чувствам). Этот принцип должен постоянно со всей
ясностью управлять, обдумывать и оценивать тебя. Вы окажетесь вдвоем,
лицом к лицу: ты и "другой". Именно тогда ты поймешь, что такое
"внутренний диалог", внутренний приказ и повиновение, внутренняя
просьба и совет; живым примером здесь могут послужить многие
христианские и мусульманские мистики. Сходная картина отражена в
многочисленных индийских текстах, построенных в форме диалога. Их
персонажи - не реальные люди; подготовленный ученик без труда
распознает в них две части своей единой души.
По сути, работа состоит в полной "перестановке". Ты превращаешь
"другого" в "себя", и "себя" в "другого". В зависимости от того, на
каком из двух принципов происходит сосредоточение, получаем Сухой или
Влажный путь, магический или мистический метод.
Разум мистика порождает "другого", который всегда остается "другим"
(Господином, "Христом", которому нужно подражать, даже образом
верховного Божества). При этом "я" не преображается; оно остается в
женской части, состоящей из желания, существования, потребности, и
подобно душе стремится к Нему в порыве самоотречения, любви, обожания и
полной преданности. Sui juris non esse, полностью погибнув по
собственной воле, посвятив себя Богу во внутренней нищете и смирении,
освятив каждое деяние чистотой веры, не желая ничего для себя,
испытывая невыразимое страдание и любовь; вот чего требует акт
"умерщвления" от тех, кто следует Влажному пути, не обладая силой
активной отстраненности, скорее, просто взыскуя Вечного. Их центр
расположен в "Водах", в "душе", т.е. именно в том, что нуждается в
ослаблении.
Однако этот путь имеет много изъянов. Главный - трудность преодоления
дуализма, присущего любви (в любовном союзе возлюбленные
взаимодействуют, но все же остаются разделенными), и достижения
единства, которое есть закон любой инициатической реализации. Таким
образом, даже на вершинах христианского мистического богословия
(которое следует именно этому пути), мы все еще обнаруживаем дуализм,
крайне редко приводящий к подлинной субстанциональной трансформации в
"другого", при которой дуальность (вместе с соответствующими
божественными персонификациями) является лишь одной из фаз всего
процесса.
Кроме того, взаимоотношения, насыщенные желанием и любовью, имеют
негативный и взаимозависимый характер; они основаны на потребности. Для
превращения их в чисто утвердительные, центральные, самодостаточные и
солярные, требуется качественный скачок и смелость, труднодоступные для
мистика, учитывая, что предшествующая фаза умерщвления сформировала
против них определенные предубеждения.
К тому же, в зависимости от изначальной предрасположенности (которая в
данном случае схожа не столько с активным привлечением и решимостью,
сколько с ожиданием и желанием), трансцендентные состояния предстают
как откровение; ты еще не вовлечен в них полностью, оставаясь
пассивным, неукорененным в их удивительной мощи. Рейсбрук пишет:
"Что-то рождается из чувства изумления: это благодать. Господи, я не
достоин ее!" (цит. по изд. Surius, II, 20, стр. 453). В тексте под
названием "Свет на Пути" читаем: "Ты войдешь в Свет, но никогда не
притронешься к Пламени".
Таким образом, следуя мистическому пути, ты достигнешь "состояния
единства". Оно подхватит и поглотит тебя; вливаясь во вселенский Свет,
ты внезапно обнаружишь, что тождественен Ему. С избыванием и угасанием
тоски по Богу твой центр начнет "тонуть", и это погружение покажется
тебе Совершенным Добром и достижением высшей цели. На нашем пути
подобный "экстаз" считается испытанием, сквозь "растворяющее" действие
которого нужно пройти, но ни в коем случае не высшей целью. Мы не
стремимся "выйти" за свои пределы (не стремимся к выходу, "экстазу"),
но к тому, чтобы вернуться и овладеть своим "местом Центра".
Мистический Свет рассматривается нами, как "хляби небесные", в которых
твоя индивидуальность должна не умалиться, но пробудиться.
Позитивный аспект этого пути заключается в том, что он позволяет
проявиться индивидуальной инициативе. Однако, помни, что мистик, веруя
в объективную личную и удаленную реальность идеального высшего принципа
(Иисуса Христа, как примера для подражания, или верховного Божества) и
принимая возрождающее действие ("действие благодати"), неосознанно
активизирует некоторые общие законы трансцендентного порядка. Согласно
этим законам, образ "действует" именно тогда, когда не осмысливается,
но схватывается образно и созерцательно фиксируется, когда он
возлюблен, словно он - подлинная реальность, отличная от созерцающего.
Также, стремление к росту должно быть уничтожено, а внутренняя сущность
должна развиваться в тиши, благодаря безличной спокойной и скрытой
силе, но не из за желания расти. Фактически, такое желание парализовало
бы рост и закрепостило тебя вследствие неизбежного усиления уз "Я".
Речь идет о чисто технических деталях, не имеющих ничего общего с
моралью, религиозностью или чувственностью, хотя мистик и проживает их
словно иллюзию и миф. К примеру, в "подражании Христу" важен ряд
образов, пробуждающих тонкие силы, которые сначала приводят к "смерти",
а затем к "воскресению", независимо от того, существовал ли Христос в
действительности.
Помни, что для современного человека Королевский Путь обычно начинается
с влажного принципа, даже при том, что воду сразу же необходимо нагреть
и испарить. К этому Пути часто приводит духовный голод, деспотическая
потребность всего твоего естества. Это "хриплый и невнятный крик
влажной природы", из которого "световой Логос" (в терминологии
Поймандра) разжигает "чистый, тонкий, всепроникающий, стремящийся ввысь
огонь".
Итак, можно рассматривать специальные методы, основанные на
самоистощении, ведущие к переизбытку энергии низшей природы, как
промежуточные формы между Сухим и Влажным Путем. Это жертвенный путь,
неистовый, оргиастический, дионисийский экстаз, а также путь Тантры.
Подробнее об этом позже.
3
На тропе магического, сухого или солярного пути, ты создашь в себе
дуальность волевым сознательным образом, в противоположность мистикам,
которые действуют неосознанно и пассивно; ты переместишься на более
высокий уровень и отождествишься с высшим жизненным принципом, в то
время как мистик обычно идентифицирует себя с более низким уровнем,
связывая себя с понятиями нужды и заброшенности. Медленно, но верно ты
укрепишь "другого" (который и есть ты), утвердишь его превосходство,
пока "он" не научиться укрощать и безраздельно править всеми силами
естества. От тебя потребуется твердая дисциплина и умеренность, пока ты
ни станешь уравновешенной личностью. Итак, нужно придать жизни такое
качество, при котором ты сам себе хозяин и свободен в отношении себя;
когда как на телесном, так и на ментальном уровнях пресекаются
инстинкты и слабо осознаваемые вспышки вожделения природного естества.
Только тогда ты сможешь извлечь пользу из обращения к вспомогательным
методам, "коррозийным водам" (это алхимический термин, обозначающий
сильнодействующие средства вроде ядовитых веществ, вина, сексуальных и
дыхательных практик и т.д.). Разрушение естественных привязанностей
дает нашему фиксированному изначальному ядру возможность к раскрытию и
более энергичному проявлению. Однако если это ядро еще не сформировано,
обращение к "коррозийным водам" приведет не к восхождению, но к падению
ниже состояния, из которого ты начинал.
Утверждающая дисциплина усиливается трансформациями личности, которые
происходят благодаря определенному методу прямого воздействия, и на
этой основе вся твоя сущность, подготовленная и послушная, вновь
утверждает себя, усваивает и позволяет быть усвоенной, не оставляя
ничего позади. Эти скачки суть быстрый ритм, к которому ты должен
привести медленный ритм твоего воплощенного существа; точно так же
пловец ловит накатывающую волну: он соединяется с ней, и позволяет себя
нести; но пройденный путь преодолевается именно пловцом, который
воссоединяется с самим собой, оставаясь утверждающим, устойчивым и
сосредоточенным.
И тогда твоя солярная золотая природа сможет нарушить равновесие и
стать сильнее: "другой" - твое "я", чувства и разум будут тебе
повиноваться. Ты сможешь отстраниться от них, сделать их инертными,
нейтрализовать, зафиксировать. Это - Безмолвие, "устранение
одержимости", рассеивание тумана. Тогда твой проясненный взор обретет
циклическое, интегральное видение; ты увидишь свою высшую сущность,
судьбу существ и всех вещей, и царство "Сущих". Ты постигнешь принцип
действия в чистом виде, суть нематериального движения, происходящего
вне ограничений пространства и времени с бесконечной созидательной
скоростью. Твой центр амальгамирует с неподвластной становлению
вселенской природой, получив из нее божественную силу, которая
проявится в удивительных способностях. Ты сможешь сосредоточиться на
знании Имен и браке с Буквами. Ты будешь посвящен.
"Знание Вод" и чувство пробужденности необходимо объединить с
представлением о возможностях этих методик, чтобы обрести силу
понимания и различения до знакомства с элементами практической магии.
Примечания:
1. Абраксас (Abraxa) - псевдоним Эрколе Квадрелли (Ercole Quadrelli).
Будучи членом "Виргилианской академии" (Academia Virgiliana), римской
ветви "Цепи Мириам" Джулиано Креммерца, Квадрелли являлся наиболее
заметным проводником "креммерцианских влияний" в изданиях группы УР.
(Здесь и далее - прим. переводчика, кроме отдельно указанных случаев.)
2. Гниение (путрефакция, putrefactio) - процесс разложения субстанции,
который зачастую происходит при продолжительном воздействии мягкого
влажного жара. В результате, как правило, материя чернеет.
Умерщвление (мортификация, mortificatio) - процесс, при котором
субстанция, словно бы, умерщвляется, как правило, посредством гниения и
предстает разрушенной, утратившей свою деятельную силу, однако, в
конечном счете, вновь оживает.
3. См. эссе Пьетро Негри, Sub Specie Interioritatis.
4. См. у Синезия, De insomniis, 4-5, где он говорит о тех, кто пытался
вернуть свободу силой, перенося свой дух "туда, где природа не могла их
схватить". Но "если прыжок не достигал цели, тяжкие испытания
становились их уделом… Даже если впоследствии они отказывались от
восхождения, то все равно подвергались наказанию за свою попытку".
(Прим. группы УР)
5. "Сухой и Влажный пути" - Зачастую данные термины используются как
синонимы алхимических процессов коагуляции (сгущения) и диссолюции
(растворения) соответственно.
6. Sui juris non esse (лат.) - Здесь: Не жить по собственным законам,
не быть самостоятельным, не быть в своем праве.
7. Стоит отметить, что вышеописанное - лишь одна из возможных
интерпретаций "Влажного пути". (Прим. группы УР)
8. Рейсбрук, Иоанн (Ян ван Р., 1294-1381 гг.) - датский христианский
мистик; был викарием и пресвитером в Брюсселе. В 1354 г. удалился в
августинский монастырь Грюнталь (под Ватерлоо), где и умер в должности
приора. Также известен как "экстатический доктор" - "doctor
ecstaticus".
Surius, Laurentius - Лаврентий Сурий (1522-1578 гг.), немецкий
христианский монах, составитель житий святых. Наиболее известна его
шеститомная работа "De probatis Sanctorum historiis ab Al. Lipomano
olim conscriptis nunc primum a Laur. Surio emendatis et auctis".
9. "Свет на Пути" - книга американского автора Уильяма Уолкера
Аткинсона (William Walker Atkinson, 1862-1932), более известного под
именем "Йог Рамачарака", популяризатора философии йоги Свами
Вивекананды, автора многочисленных книг по йоге и эзотерике. Книга
считается переводом отрывка из древнеиндийского текста "Золотые
правила"
10. В алхимии это соответствует "Работе в Белом" (Albedo), за которой
следует "Работа в Красном" (Rubedo). (Прим. группы УР)
"Работа в Белом" (Albedo), "Работа в Красном" (Rubedo) - вторая и
третья стадии "Великого Делания" алхимии.
11. "Место Центра" - в цикле легенд о короле Артуре, столь ценимом
авторами сборника и первыми традиционалистами, место в центре Круглого
стола, где размещался Св. Грааль. В данном случае термин употребляется
в более широком значении внутреннего Центра.
12. "Королевский Путь" - одно из названий алхимии. Здесь, скорее,
синоним метафизической реализации как таковой.
13. "Поймандр " - название первой главы "Герметического Свода" (Corpus
Hermeticum), а также некое божество, или божественное качество. В
"Герметическом Своде" читаем: "И я вопрошаю: Кто ты? Он ответствует: Я
пастырь мужей (Поймандр), Высший Ум. Я знаю, чего желаешь ты, и повсюду
я с тобой".
14. "Амальгамирование" - алхимический термин, означающий соединение
металла с ртутью, Меркурием, подвижной основой Вселенной. Создание
амальгамы, или сплава. Этот термин зачастую употребляется для
определения любого союза металлов.
15. "Знание Вод" - См. первое эссе Абраксаса. (Прим. перев.)