Иоганн Тритемий
Трактат о дурных людях и о колдунах
Три вопроса к Максимилиану I императору римскому

Вопрос первый
Почему злые люди, плохие и дурные по отношению к вере, каковы те женщины, которых мы в просторечии именуем ведьмами, могут повелевать злобными духами, когда люди хорошие и ревностнейшие приверженцы христианской веры не могут ни добрыми духами управлять, ни вечно злыми?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я скажу так: во всех деяниях божественного величия соблюдается неизменная соразмерность рода и порядка красоты, и неколебимость эта достигается сообразным расположением всех ступеней и градаций. Ибо без соответствующего порядка ничто не пребывает в этом мире. При таком порядке свобода воли, которую Создатель всяческих дал людям, не испытывает притеснения от жестокости власти, которой пусть меньше останется в том порядке, который воспринял от повелителя своих творений первый человек. Вот почему никто из добропорядочных смертных, руководствующийся собственным желанием, равно и никто из злых людей, оставленных на произвол судьбы единственно из-за их хотения, благодаря Господу милосердному не является грешником. Подобным же образом мы возбуждаемся праведным желанием и добрыми духами, если подтверждаем своими трудами свою благочестивую веру во Христа, которую мы носим в своём сердце. Подобно тому, как следование доброй воле делает хороших людей равными по духу ангелам. так и испорченность злых людей делает их подобными демонам. Вот почему плохие и испорченные люди, чем более портятся из-за собственного злобного желания, тем более становятся по настроению подобными злым демонам. В свою очередь, тесная дружба возникает в результате схожести симпатий, а из неё постепенно проистекает и обоюдное доверие. Из доверия низшего к высшему рождается власть, либо настоящая, либо притворно-фальшивая. Итак, у порочных людей, власть которых кажется подобной власти демонов, она является результатом их необычайной порочности. Когда их стремления начинают подобным образом искажаться, они либо отвергают, либо преодолевают встречающееся им коварство демонов, либо же становятся такими, как и они. Ибо сами демоны между собой отнюдь не равны лукавством или умом, но иной в сравнении с другим гораздо превосходит его хитростью, быстротой мышления и неправедностью своих страстей. Так, например, те из них, которые потрясают основы земли, больше связаны с её верхними районами и населяют они пещеры и гроты; другие же по сравнению с ними гораздо слабее, причём дело доходит до того, что они боятся мечей, прутьев и угроз пугающих их людей. В отношении их можно думать, что это как раз те демоны, которых мы зовем энергуменами. Демоны же, находящиеся в большем отдалении от земли и более тонкие по природе, реже сталкиваются с людьми. В свою очередь, дурные люди из-за своей склонности совершают дела, наиболее полные разврата, становясь при этом необычайно похожими на демонов, которые даруют им свою дружбу. В связи с этим, они становятся необычайно дерзкими и принимают верх демонов, подобием власти которых они пользуются, однако не реальной, насильственной, но ложной. Ибо демоны постоянно поддерживают раз подчинённых себе людей в состоянии порочности, притворяясь при этом, что их владычество поколеблено, а сами они охотно подчиняются им, будто бы по доброй воле склоняясь к повиновению. Ибо, поистине, никто не возвысится властью выше демонов, кроме того человека, вера которого в господство Иисуса Христа Бога нашего становится должным образом приятной Богу, ибо так об истинно верующих в Господа Иисуса говорит Писание: "И он дал им власть над всеми демонами". Поэтому и управляют демонами им подобные плохие люди, которых дружба и связи с ними делают рабами и подчинёнными. Так, если кто-нибудь из рабов, рождённых в грязи, надолго возвышается (что случается нередко) и, будучи связан дружбой, привлекается к управлению, без возражений получая все, что требуется, чтобы далее утвердить своё господство, хотя бы и равное королевскому, то возле него люди плохие и отвергнутые, состоящие в дружбе с демонами, обнаруживают более дерзкое бесстыдство и подражают им; я уж не говорю о тех проявлениях власти, которые они демонстрируют благодаря схожести своего дурного характера. Поэтому они и получают от демонов все, что ни потребуют, во всех встречающихся запутанных или, наоборот, ясных делах, за исключением того, что запрещено божественным постановлением — этого они обнаружить не могут. Однако не везде отвергнутые и дурные люди собираются вместе; делают это те, с которыми демоны заключают какой-нибудь договор, а именно ведьмы, над которыми также устанавливает вое покровительство Дьявол, и те, которые сносятся с демонами и получили в народе название некромантов.
Есть два вида людей, которым позволено управлять демонами.
Во-первых, это те, которые, благодаря своей святости перед любимым господом, приняли от Него власть топтать голову древнего змея, каковая в первоначальной церкви была дана апостолам, Его последователям, а также ученикам, о которых в святом Евангелии Господь говорит: "Во имя моё демонов отвергают и как змей уничтожают".
Второй же вид состоит из людей, которым ради порядка в Церкви Божией дано право изгонять демонов из тел людей. И это действо служителей экзорцистов происходит в Церкви Божией по распоряжению священника.
Опять же, есть два рода людей, желающих повелевать демонами, которые обнаруживают это, заключая запрещённые и вредоносные договоры с ними.
Первый зловреднейший род сих людей состоит из ведьм, которые вступают с демонами в соглашение, торжественно объявляя о том, что они добровольно отдаются им в собственность и поступают на постоянную службу. До какой степени сей зловреднейший род людей может творить злодеяния, не сможет описать ни один человек, живущий, о наимудрейший цезарь, в твоей империи. Ибо отрицая Бога как источник всего, и веру Христову, и святое крещение, они предлагают свой ум и тело демонам, приводя в расстроенное состояние своим колдовством людей и скот, причиняя им вред и даже убивая их. Нет такой болезни, которой (с позволения Божьего) они не могут наслать на людей, так как они, соблюдая статьи вышеозначенного договора, выставляют себя слугами демонов и делают все, что угодно, желая только сравниться с ними. Поэтому их и не терпят нигде, но, скорее, повсюду они гонимы Богом, творцом всего сущего, который предписывает следующее: "Не дозволяйте ведьмам жить". Одни из них колдовскими заклинаниями призывами демонов, другие привлекают их мольбами и жертвоприношениями, прочие же вызывают их на помощь своему нечестию посредством ужасных деяний и церемоний. Следовательно, не удивительно, что ведьмы кажутся властвующими над демонами, с которыми они стали схожи нечестием воли и единодушным взаимным обращением к плохому в роде человеческом.
Второй род порочных людей, желающих повелевать демонами, это те, которых мы в просторечии называем некромантами. Они говорят, что с помощью разного рода заклинаний они могут созывать демонов в круг, обнаруживать их в кристалле или закупоренном сосуде и делать их видимыми. Эти зловреднейшие люди, полные лживости и суеверий, совершают такие дурные дела, каких добрый человек не сможет себе даже и вообразить.
Чтобы привлечь себе на службу демонов, они используют, главным образом, безобразнейшие жертвоприношения и совершенно открыто заключают с ними договор. Они распространяют множество различных гнусных книжечек, полных нечестия и лжи, с вписанными туда обманным образом именами древних философов и учёных, раздавая которые, они вводят в заблуждение многих неосторожных и любопытных людей, увлекая их в свою западню. Они сулят им невероятные небылицы, услышав которые, люди обманным образом и попадают от них в зависимость.
С помощью колец, подвесок, изображений, заговоров и заклинаний они, по их словам, могут уменьшить злых демонов и втиснуть их в круг, в кристалл или другое какое вместилище, и те на все вопросы дадут им отдельные ответы. Все они обещают это, однако в наше время мало найдется людей, которым указанным образом повинуются дурные и злобные духи, ибо Господь своим справедливым решением не дозволяет, чтобы любознательные и склонные к новому люди пренебрегали верой Христовой и при необходимости стремились получить ответ у демонов. Все же, кому повинуются злые духи, вызванные заклинаниями некромантов, не колеблясь, переходят к ним как соучастники на основе заключённого договора. Остальным же, которых явное большинство, злые духи отказываются повиноваться, хотя те и не боялись все это время заниматься безбожным искусством некромантов. И поэтому в наши дни начинают сильно распространяться разные тягости, и у многих охладевает любовь, и слишком усиливаются эти гордые и необычайно лживые люди; и сколько бы они не презирались демонами за свои скороспелые взгляды, им удаётся вводить в заблуждение многих стойких в вере людей. Поверь мне, цезарь, что сии лживые люди, живушие в священной твоей империи, суть самые злобные; именно они являются тем глубоким источником, из которого появляются новые ведьмы и колдуны. Они обещают многое и все выдумывают. Ибо все, что ими по их книгам обещано, суть лживые выдумки, и ничего они не являют верующим, кроме преступлений, хитрости и необычайно искусных обманов. Когда же кажется, что они самым определённым образом связаны с демонами, то всем становится ясно, что от участия в их делах нужно как можно скорее бежать, словно бы от самых ужасных мук адовых. Ибо на деяния сих некромантов во множестве сбегаются демоны и, чтобы поддержать их в начатом коварном деле, они, если могут, дают им обеты. Когда же их вызывают с помощью заклинаний, они отвергают всякое сравнение с людьми, однако несмотря на это похищают умы вызывающих их.
Есть ещё и некий род людей, сколь глупый, столь и преисполненный предрассудков — я имею ввиду тех, которые, не желая иметь сношений с демонами, пользуются, тем не менее, в своих делах различными фальшивыми приёмами, свойственными демонам, причём совершенно недозволенными. Ибо они полагают, что внутри используемых ими предметов заключена великая и тайная сила, и ради этого они совершают различные ужасные деяния против веры Христовой. Поистине, не хватит времени, чтобы исчислить все их безумства, которыми они нас преследуют.
Необходимо также вкратце сказать и о том, почему добрые и справедливые люди не добиваются власти над демонами. Каким образом сходство наклонностей делает плохих и нечестивых людей равными демонам, таким же образом несходство наклонностей напрочь отталкивает от них добрых и справедливых. Между людьми несхожими и противоположными по устремлениям не может быть никакой дружбы, но постоянно возникает резкое противостояние и ненависть. Там же, где нет никакого сходства желаний, нет и тесной связи; там не может быть ни доверия в отношении друг к другу, ни взаимного тяготения при производстве чего-либо чудесного. Так же и ты, славный цезарь, будучи великим правителем, приближаешь к себе что-либо дружеское, но сопротивляешься совсем противоположному твоим нравам и отличному от твоего желания. Равно люди добрые и праведные, постоянно сопротивляющиеся порочнейшему желанию демонов, не могут вступить с ними в союз, поскольку не хотят и не соглашаются быть связанными, но всеми силами их избегают и отказываются от подобных встреч. Вот почему лживо то мнение, по которому говорят, что демоны просто подчиняются их власти. Ибо не может быть прочна связь, если ей не предшествует сходство желаний; не может быть согласия между противоположностями; не может быть дружбы между непохожим. Однако демоны повинуются не всем дурным и проклятым людям, но, по крайней мере, тем, с кем они посредством договоров и соглашений объединяются в союз и которых они могут рассматривать не иначе, как своих верных. Услышав, что их призывают, они добровольно поспешают на встречу; однако при этом она говорят, что их к этому принуждают. Итак, нет ничего удивительного. наипревосходнейший цезарь, что дурные, злые и испорченные духи иногда, как говорят, повинуются людям, которых, как мы сказали, сближает с ними неблагосклонность и обычная людская злоба. Но всякому христианину не свойственно желать управлять демонами, опираясь на схожесть в дурных деяниях. Поэтому если кто в этой жизни пожелал иметь в качестве товарищей зловредных духов, то в будущем он будет вместе с ними гореть в адском пламени. Но так как честные и справедливые люди не могут управлять святыми ангелами Божьими, то они по доброй воле им уподобляются. Итак, думаю, что, опираясь нз сказанное выше, будет легко ответить на вопросы, если мы вспомним о различиях в представлениях этих людей. Ибо сколь бы ни было много в Церкви Божьей устойчивых в вере людей, благочестие которых многим поможет обрести спасение, тем не менее, даже сегодня есть те, которые стремятся получить от ангелов награду, приводя в качестве основания либо святость, либо то, что они боятся демонов, либо своё тесное единение. Происходит то, что нынешние люди не управляют — по причине святости — злобными духами и не заслуживают дружбы святых ангелов. Если же кто стремится к той степени святости, что дает возможность совершать чудеса в Церкви, как когда-то делали святые, то они могут стать более могущественными и управлять демонами, а также иметь дружеское участие блаженных духов. Ибо определено, что святые и милые Богу люди в первоначальной Церкви Христовой были сильнее, содействуя установлению добра среди смертных, используя благодеяния добрых духов, нежели нечестие дурных дел. Многие чудеса может совершить прибегающий к заклинаниям, но подобное с помощью ангелов святых может сотворить любой ревностный почитатель Господа Бога.

Вопрос второй
Откуда ведьмы обладают столь великой силой, что позволяет им совершать столь много разного и удивительного, притом одновременно, чего или сколько ни один добрый человек не смог бы совершить за всю свою жизнью.
Если мы пожелаем кратко ответить на этот вопрос, то обязательно скажем, что вся власть — от Господа Бога, без которого никакая тварь ничего сделать не сможет. Ибо говорит в священном Евангелии Христос: "без Меня ничего не сможешь сделать", откуда очевидно, что власть делать что-либо даруется любому человеку от Господа Бога, а не откуда-нибудь, плохое ли люди будут совершать или хорошее. А вот что говорит великий Августин: "Воля Божия есть первая и высшая причина всех физических видов и душевных движений, ничто иное. И пусть каждому созданию в сей величественнейшей и огромной республике станет ясно, что не от тайной, невидимой, а также умопостигаемой высшей власти императора это устанавливается или разрешается, но по неизъяснимой справедливости распределения наград и наказаний". Вот почему, о цезарь, не должно сомневаться в том, что сия власть ведьм, при помощи которой (и при содействии демонов) они производят ужасные и невиданные деяния, дается им от Господа Бога, воле которого никто не может противостоять и без воздействия которого человек даже рукой двинуть не сможет. Делают же выводы святые доктора, что ни демоны, ни ведьмы не смогут хоть что-то вообще сделать — человеку ли навредить, животному ли, — если Всемогущий Бог не пожелает, не согласится и не предоставит им власть сделать то, что они дурным желанием своим уже постановили сделать. Если же Бог не пожелает и не согласится, то ни одна тварь ничего сделать не сможет; в противном случае, если бы было возможно то, чего он не желал и с чем бы не соглашался, то из этого с необходимостью следует, что Бог бессилен и не может запретить то, что делается помимо Его воли. Но так как каждый человек будучи тварным, зависит от Бога, то он ничего не может делать без Его желания, благодаря которому он и делает что-либо, и может осуществить желаемое. Итак, все, что делают ведьмы, происходит с позволения Божьего, без воли которого они ничего не могут; ибо если Бог не согласится сделать то, что они хотят, то ни им, ни демонам не будет это позволено, ибо вся власть исходит от Господа Бога, под которым все существует и живет, ибо Он — первопричина всех вещей, и от Него мы принимаем свободу воли, от Него также мы можем получить то, что хотим; но многие люди считают, что не человеческим искусством совершают они те злодеяния, которые совершают, но при содействии демонов, которых Он сделал тонкими по природе и после долгих опытов для производства мимолётных чудес. Не вызываются же удивительные эффекты, производимые ведьмами, тем, чем они пользуются при колдовстве? Это — головы мёртвых, жабы, змеи, различные металлы, фигурки и тому подобное. Но происходит это от создавшего эти знаки Дьявола, который, преисполнившись гордости, стремится хотя бы по видимости сравняться с Богом. И действительно, как Всемогущий Бог установил в Церкви своей некие таинства, каковые должным образом при поддержке прислуживающих указывают на спасение и ведут к пользе и на благо людей, так и Дьявол, который не желает более, как быть сочтённым равным Богу, тоже вроде как некие таинства установил, в которых ему помогает вызванный, либо связанный с ним договорами работник, и если Бог позволит, то он творит зло, о котором просил; если же не позволит, то он, в общем, ничего не сможет сделать. Ибо творец всех деяний ведьм и некромантов — Дьявол, который через склонности своих посредников, выбранных им ранее, проводит в подвластную ему материю желанное деяние, иногда реальное, иногда же только кажущееся. Сами же ведьмы, уже испорченные своим желанием и фактом соучастия, вовлекаются через соглашение в договор с демонами, и получают от них самих некие знаки и символические отметки. Их защитниками демоны вскоре и предстают. Ничего нет в этих пагубных действиях демонов сильнее, чем бездумная доверчивость ведьм, которая умножается договором и торжественным обещанием, ибо сколь более демонами, либо их знаками они будут совращаться в их веру, тем большего воздействия те добьютсяэтим сотрудничеством. Слишком же злостная испорченность настроения ведьм повергает их некоторым образом в гнев, так что демоны, собираясь, сразу завладевают их умом и приближают к себе, и, нападая на них, помечают, если то Бог дозволяет, их знаками и заключают с ними договора. Подобным же образом и Платон в книге "О поэтическом безумии" говорил: "Точно так же женщины-вакханки, не здравые умом, пьют мед и молоко из рек; здоровые же пить это не в состоянии". Лишившись души, похищенной демоном, и при участии последнего они способны к дурному делу. Мы доподлинно знаем, что ведьмы иногда пьют в быстрых потоках животное масло, которое никак иначе не может там появиться, как только с помощью демонов. Подобным же образом, если кто- либо навлечет на себя ненависть, человек ли, лошадь, то они просто жаждут их погибели, не думая ни о чем, но только о мщении, берут затем привычные и известные им для колдовства вещи, призывают демонов, демонстрируя сразу же установленные ими знаки и изображения, и если они что-то из-за отсутствия собственной храбрости не могут совершить, то тогда они следуют за их распоряжениями. другие же, которые не подчинились демонам и не заключили с ними договор, даже если они и знают подходящие средства для колдовства, равно и способ действования, сколь бы ни предъявляли эти знаки, редко все же добиваются успеха. Потому что среди их знакомых демонов не имеется. Ибо необычайно надменный Дьявол с Церковью Христовой стремится сравняться, но, неприкаян, не может он уничтожить Тело Христово, какие бы значительные слова магических заклинаний он ни произносил; так и демон редко встретит такого человека, которого можно было бы подчинить себе с помощью договора, хотя при этом и читаются различные сильные заклинания и демонстрируются разные знаки и изображения. Ибо если он и встречает людей, расположенных к нему, но не заключавших с ним договор, то он не обладает такими колдунами на правах собственника. Он — тот, кто с помощью нечестивых искусств созывает, используя ужасные заговоры, демонов в круглое блюдо, в зеркало или в какое-нибудь другое вместилище, но никакого эффекта не следует, потому что либо он противостоит власти Бога, либо же Дьявол презирает сего пытливого человека, не принёсшего ему клятвы. Ибо три вещи необходимы для колдовства, без чего не может состояться и осуществление его: злобная и ведьминскими желаниями испорченная душа, близкое сотрудничество с Дьяволом, но прежде всего — божественное разрешение. И если одно из этих условий не совпадает с другими, то колдовство состояться не может. Ибо если Бог не позволяет, того ни сам Дьявол, ни ведьма сделать не смогут. И если Дьявол не пойдет навстречу желаниями дурной женщины, то она никакого колдовства не произведёт. И напротив, если будет отсутствовать ведьма, то дьявол не совершит никакого колдовства. Дьявол же использует наклонность неистовой ведьмы, словно бы искусный инструмент для действия, без которого он не может причинить зла. И как демоны отличаются по силе и изощрённости уловок, так и ведьмы наделены силой не одинаковой, но каждая по-своему; так что и демоны встречаются с большим или меньшим различием в своей природе. Ибо многочисленны роды их и различаются они между собой по определённым степеням, характеру их местожительства, то есть тех мест, куда Повелителем были низвергнуты падшие ангелы.
Первый род демонов называется "огненным". Они носятся около высших слоев воздуха и до Судного дня никогда не спустятся ниже, но постоянно пребудут в подлунном пространстве, Они не имеют никакого сношения с живущими на земле людьми. О демонах, живущих около луны, святой Августин свидетельствует в своём труде "О христианском борении" следующим образом: "демоны не обитают на небе, где суть солнце и звезды, но все они вращаются в подлунных областях". Это о них, как я считаю, Апулей сказал, что сие демоническое движение есть движение огненных существ, потому что и Аристотель утверждал, что в раскалённых печах часто видят мятущиеся мелкие живые существа, которые весь свой век проводят в огне, потому что в огне они рождаются и в огне умирают, и в своё место, откуда они происходят, исчезая, возвращаются. У них нет никакого сообщения с колдуньями, потому что если они задерживаются в огне, то, по причине своей тонкости, они не могут сделать своё тело осязаемым или сотворить его из сгущённого воздуха.
Второй же род демонов называется "воздушным". Они, блуждая по небу, живут уже поближе. Если же некоторые могут спуститься ниже, то, сотворив себе тело из более сгущённого воздуха, они иногда являются видимыми людям. Часто, с позволения Божия, они приводят в волнение воздух, возбуждают громы и непогоды, и все вместе объединяется на уничтожение рода человеческого, подвигаясь свойством наклонностей страстей человеческих. Они наделены великой гордостью и завистью, создают беспрерывно волнения; тела их покрыты чем-то твёрдым, и находятся они не в одном месте, и не одну все они имеют форму, но многие из них часто меняются, в соответствии с многообразием состояния. Они вызываются заклинаниями ведьм и возбуждаются к смятению и злу. И вообще, нрав они имеют жестокий и грубый, полны смятения, вот почему они замышляют множество неожиданных козней, и когда они совершают свои нападения, то одни стремятся делать это втайне, а другие причиняют насилие открыто. Благодаря сотрудничеству с этими демонами, ведьмы настолько сильны для колдовства, насколько они могут последовать за главным участником из их сообщества. В житии святого Антония божественный Афанасий говорил, что воздух полон демонами, о чем ранее вещал и Меркурий трижды величайший: "очевидно, что ни одна часть мира не лишена присутствия демонов". Святой же Амвросий говорит: "полон мир добродетелей святых, ибо полон он испорченности". Вот почему и демоны Платона, мятущиесяв воздухе, в виде плотного светящегося снега, видны желающим рассказать о них, если те в течение известного времени будут беспрестанно смотреть неотрывным взглядом в небеса на сверкающее солнце, но я не знаю, вызывается ли объект в воздухе из реальной сущности, либо же застланный взор представляет фальшивые образы, причём не без ущерба для чувств. Тем не менее, доказательства этому легко получить из данных частных опытов.
Третий род демонов мы называем "земной". Они, в чем мы почти не сомневаемся, были низвергнуты с неба на землю за свои прегрешения. О них святейший отец и мученик Христов Игнатий Богоносец писал некогда в одном послании к жителям Эфеса так: "Нет ничего лучше, чем иметь мир, в котором уничтожено все оружие как небесных, так и земных духов". Из этих демонов одни пребывают в лесах, а также в рощах, устраивая ловушки охотникам. Другие же обитают в открытых полях, и ночью они заставляют блуждать путешествующих; некоторые из них прячутся в недоступных местах, а также в пещерах. Остальные же, менее грозные и беспокойные, наслаждаются тем, что задерживают людей в темноте. И ведомы они не одной страстью, но разными, так как все они обуреваемы различными страстями, однако все они преисполнены злом. Одни из них любят постоянно страшить людей видениями, другие предпочитают завлекать слушающих их предсказаниями о будущем, желая вызвать удивление. Некоторые из них действуют с таким усердием, что люди, непонятным образом приведённые в неистовство, либо мучимые меланхолией, пугаются, расстраиваются здоровьем или умирают, о совершении чего мы чаше узнаем по опыту. Так, святой Иоанн Златоуст в третьей книге "О провидении, к монаху Стагирию" говорит: "Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демон, если в ком властвует, то властвует через уныние, а если уничтожились уныния, то и от демона не потерпишь никакого вреда". Сей род демонов несомненно знаком колдуньям из-за переменчивости настроения и легкомыслия, так как они больше любят заставлять дрожать многих, нежели подчиняться власти какой-либо женщины. Иногда же они задерживаются и обещают безумным женщинам, будучи вызваны заклинаниями в зеркале, бокале или кристалле, дать им ответы, и если кто собирается причинить им какое-то зло на их пути, то они об этом предупреждают, И этот род ведьм достаточно многим отличается т остальных, потому что то, что те насылают с помощью колдовства, эти сулят исцелить. Вот почему церковь запрещает христианам доступ к ним, ибо своим колдовством они многое отрицают.
Четвёртый род демонов именуется "водяной", потому что они, погрузившись во влагу, обитают вблизи рек и озёр, полные злобы, тревоги, беспокойства и коварства. Они возбуждают бури на морях и, погружая в водяную бездну корабли, отнимают тем самым жизнь у многих людей. И эти демоны присваивают себе видимое тело, и чаще они являются в виде особей женского пола, в мужском же обличии встречаются реже, потому что живут они в сырых местах и, ведя изнеженный образ жизни, как правило, очень нелегко принимают образы других. Вот почему в древности издавна называли наяд и нереид, водяных нимф лицами не мужского, но женского пола. У нас же общим названием для водяных женщин служит слово "вассерфрауэн". Одни живут в местах более безводных и засушливых, и каждый раз, являясь видимыми телесно людям, они превращаются в мужчин. Другие же пользуются личинами зверей в зависимости от того, какими страстями они охвачены. Святые же ангелы состоянием никогда не меняются, но всегда являются однообразно в мужском обличии. И нигде мы не сможем прочесть, что добрый дух пребывает в видимой форме женщины, либо какого-то зверя, но всегда в обличии мужском. И действительно, демоны чаще видны у ручьёв и источников в виде женщин, которые иногда водят хоровод, иногда волосы по женскому обычаю распустят, подчас же разговаривают с людьми, поддразнивая их различным образом. И сей род демонов не имеет привычки общаться с ведьмами.
Пятый же род называется "подземным". Эти демоны обитают в пещерах и гротах, а также в отдалённых Расселинах. И вот они-то по своему характеру суть самые худшие. Более всего эти демоны нападают на тех, кто выкапывает шахты, добывает металлы и ищет спрятанные в земле сокровища. Желая погибели роду человеческому, они устраивают в земле трещины, воздымают огнедышащие ветры и расшатывают основания зданий. Иногда ночами они, как бы отрядами сойдя с гор, водят на поле удивительные и невиданные хороводы, после чего, словно устрашась приказа како го-то предводителя, в спешке исчезают как по сигналу и возвращаются в свои убежища. По временам среди них звучит грохот жерновов; иногда же, считая себя духами, они принимают обличье людей, ушедших из жизни. Ничего они не хотят более, нежели страха людского и почитания. Нам же доподлинно известно, что неких простаков они иногда приводили в свои потаённые, расположенные в горах убежища и там, являя удивлённым необычайное зрелище, в роскошных жилищах представали перед ними обманным образом как бы в виде их живущих ныне друзей. Из этих демонов одни являются возлежащими на сокровищах, которые упрятала в землю алчность человеческая, но обычно людям не удаётся взять их назад — они их скрывают, охраняют и иногда переносят с места на место. И сей род демонов никаких сношений с женщинами- ведьмами обычно не имеет.
Шестой же род демонов называется "светобоязненный", потому что они необычайно боятся света и ненавидят его, ибо в дневное время они каким-либо образом тела себе сотворить не могут, но делать это способны только ночью. Вот почему демоны этого рода разгуливают в сумерках, непроницаемые и абсолютно мрачные, раздираемые холодными страстями, коварные, беспокойные и грозные. Ночными часами они насильно удерживают случайных прохожих и очень часто (с позволения Бога) либо дыханием своим, либо прикосновением кого-то уничтожают. Но с ведьмами этот род демонов не встречается, и заклинаниями их вызвать нельзя, потому что бегут они света и голосов человеческих, но в то же время они расположены ко всяким потрясениям воздуха и к различным злодеяниям. потому что из всех других они наиболее тонкие и самые безрассудные. Некоторые из земных демонов, пребывая на более низких ступенях, как было сказано, прислуживают ведьмам, но все же они почти не могут совершать значительных злодеяний. Итак, становится очевидным, что вся сила ведьм, благодаря которой они сотворяют столь удивительные вещи, дается демонам ограниченной Господом Богом, и когда Он не разрешит, то ничего произойти не может.

Вопрос третий
Почему Всемогущий Бог, будучи справедливым и являясь мстителем за дурные поступдопускает, чтобы такие злодеяния могли совершаться но вред роду человеческому, при которых тяжко страдают не только грешники, но и многие невиновные люди.
На этот вопрос, недавно заданный мною в присутствии твоего величества, никто не ответил. Все, что ни дозволяет Всемогущий Бог милосердный и праведный, благой и справедливый, он дозволяет справедливо, ибо справедлив Он и нет у Него суровости, но все, что совершается, что делается и что дозволяется, Он судит справедливо. Поэтому, когда нас спрашивают, почему Господь разрушает твориться дурному, мы отвечаем, что он это потому дозволяет, что Он справедлив. Да не покажется твоему величеству, о цезарь, что мы привели нелепый ответ, поскольку никто не дает предварительной оценки божественной справедливости прежде, чем ему будет позволено по справедливейшему решению совершить зло; таковую оценку можно будет деть. если Он не позволит в нынешнем мире случиться дурному. Ибо если не позволить совершаться дурному, то человек уже не сможет грешить и точно явится безгрешным, что не свойственно его природе, которой с самого начала создатель всего дал свободу воли. Вот почему человек, являясь тварью, а не творцом, неизбежно обращён как к добру, так и ка злу.
Он зависит от Высшего создателя всех тварей точно так же, как все зависит от своей причины. Творить же оставлено одному Богу, который нетленен и вечен; Он же может изменить по необходимости любое тленное, которое сохраняется по доброте Творца до тех пор, пока Он не допустит свободного течения дел. Ему невозможно, да и не к лицу делать так, чтобы человек по характеру своей природы создавался безгрешным; собственно, эта-то и радует Творца всяческих, неизменного и вечного. Всякий раз, когда человеку говорится, что он не может грешить, то отрицается свобода воли, явным образам отнимается возможность действовать, но подтверждается стремление к добру. И каждый раз, когда дар сей даётся твари, благодеяние эта не является милостью природы. Ибо Писание говорит, что Бог с самого начала создал человека и оставил его в руке своего решения. Ибо ан не мажет, как он сам говорит, чтобы смертный человек с самого начала был чем-то недоволен, но пусть он имеет свободу вот и не отваживается на грех. Ибо святейший предстоятель Августин говорит: "Первая свобода выбора была возможность грешить, последняя будет более славная — невозможность грешить". Итак, если человек не сможет грешить, пусть он не имеет власти над своей волей. Поэтому сколь бы всемогущий Бог ни желал, чтобы не было греха, однако Он справедливо допускает, чтобы люди грешили и совершали дурное, ибо когда остается свобода выбора, то человек получает по заслугам и за добрые дела, и за свои добровольно совершенные безобразия и дурные поступки. Ведь никто не делает добро и не грешит вопреки своей воле. Итак, всемогущий Бог справедливо допускает, чтобы люди, которым Он с самого начала дал свободу воли, грешили и плохо поступали. Существует много доводов, приводившихся недавно святыми докторами касательно того, по какой причине Всемогущий допускает, чтобы такие дурные деяния совершались при содействии демона. Их мы по порядку вкратце и приведем.
Первый довод заключается в том, что проявляется превосходство Божественной власти, которая только одна является неизменной и сверх того надолго установленной. Всякая же изменяемая тварь несравнима с неизменным Творцом. Поэтому в книге Чисел сказано: "Бог не обманывает как человек и не меняется как сын человеческий". В книге пророка Исайи говорится так: "Бог искренен без чрезмерной строгости, справедлив и истинно праведен"; в книге же Товита написано: "Справедлив ты, Господи, и весь суд Твой правильный, и все пути Твои — милосердие, истина и правосудие". И в книге святого Иова мы читаем: "Нет от Бога нечестия и от Всемогущего неправосудия". Ибо дело каждого человека он возвращает ему и воздает каждому сообразно пути его. Ибо каждый, кто правильно понимает своё невежество и немощь, явным образом признает, что ничто не может сравниться с его создателем, ибо Господь поступает справедливо, позволяя человеку грешить, дабы и его свобода выбора продолжала существовать, и превосходство великого Бога становилось известным людям.
Второй довод состоит в том, что неизречённая мудрость Господа становится известна смертным; она способствует возникновению добра из наших дурных деяний ради умножения в мире совершенства, когда грех одного по отношению к другому становится преступлением. Ибо если Он не допустит, чтобы случилось дурное, то кто из нас поймёт, что такое добро? Ибо творит и устраивает Господь добро, зла же Он не творит, но известно Ему, что содеянное нечестивыми происходит е беспорядочно. Ни коварство людское не имеет влияния на произволение Божье, ни сам человек не может делать то, чего Бог не допускает.
Третьим же доводом того, что Всемогущий Бог допускает, чтобы творились дурные дела, является Его желание простереть свою милостивую доброту на тех, кто согрешил и сотворил покаяние, чего никто не сможет обнаружить, если Он не позволит твари согрешить. Ибо если не будет грешника, то Господь не сможет стать сожалетелем. Однако все мы во многом ошибаемся, и, посчитав нужным снизойти, благой Творец обнаруживает своё сострадание при встрече с виновным. Вот почему святой предстоятель Августин говорит: "Если безгрешный человек не затронут болезнями, врача не ищут; если целитель не находится, то болезнь не заканчивается, ибо, там, где много греха, много и благодати, которая одна только отделяет спасённых от пропащих, соединённых им с самого начала творения в одну массу". Поэтому милосердие Господа выше всех Его дел.
Четвёртый же довод о божественном соизволении заключается в том, что справедливость Творца простирается на тех, которые согрешили и не раскаялись, ибо если все будут делать добро и никто не будет грешить, то у божественного правосудия не будет тех, кого следует наказать. Поэтому пусть имеет место справедливость и пусть тварь с божественного соизволения грешит. Ибо справедлив Господь, воздающий каждому по деяниям желания его.
Пятый довод составляют условия существования человеческого достоинства, потому что если Бог не позволит грешить человеку, то будет ещё хуже, если оказывать насильственное давление на его нрав. Ибо если люди и лишены разума, то они, однако, имеют перед собой свободное движение природы, которому и следуют при этом человек, по всей вероятности, руководствуется низменными стремлениями, если у него, конечно не будет свободного выбора воли. Бог дозволяет человеку свободно распоряжаться своим желанием, над которым не властны ни короли, ни князья.
Шестой довод — это возможность заслужено хвалить добродетель человеческого постоянства, то есть когда мы воздаем хвалу какому-то человеку по справедливости, потому что, имея возможность совершить что-то, он этого не совершил, но, ободрённый милостью Божией, он постоянно сохраняет доброту своего желания.
Седьмой довод вопроса о том, почему всемогущий Бог дозволяет, чтобы демоны совершали столь ужасные дела, состоит в том, что те, кто сманивается презренной и лживой истиной, вводится в обман изобретателем лжи дьяволом и низвергаются глубоко вниз. Ибо неизбежно. что колдуны, а также ведьмы, отвергающие необходимость следовать спасительному учению Христа, обманываются демонами и увлекаются ими в преисподнюю на вечное наказание. Они добиваются одобрения демонов, врагов всего рода человеческого, а Спасителя мира, которому одному они должны поклоняться, они не уважают. Вот почему справедливо, когда тот, кто, по стихийному произволению забрасывая истину, становится приверженцем лжи, увлекается дьяволом на погибель. Восьмой довод состоит в проявлении божественной власти, чья мощь и сила простирается на весь тварный мир. Ибо когда Всемогущий Бог некогда дозволил дьяволу большее и тот не пожелал малого, он не стал самым сильным врагом рода человеческого и подчинился во всем божественному Величию. Ибо Дьявол ничего не может совершить сам по себе, но все, что он делает, происходит с соизволения Господа Бога. Итак, первопричина всего, по которой Всемогущий Бог дозволяет совершаться, дурным делам — справедливость, которая изначально сохраняет в нерушимом порядке свободу, предоставленную каждой твари. Потому что, поистине, власть всякой твари, зависящей от своего творца, связана и ограничена; и сделано все это для того, чтобы дьявол не мог совершить всего, что он хочет, и чтобы человек не подвергался соблазну великим желанием. И если воля на самом деле свободна, то сила ограничена определёнными и неизбежными преградами. Так же, как если бы демоны могли делать все, что они захотят, так и человек никогда бы не был в безопасности, а они приводили бы всё в упадок. Скованную же власть демонов хорошо показывает пример истории святого Иова, на которого Сатана больше не осмеливался нападать, хотя ему и было дано божественное разрешение. Ибо никто в наш время, сколь справедлив бы и смел он ни был, не может сопротивляться гневу демонов, если они могут вредить выбору людей, пользуясь своею властью. До того, как совершились страсти Господни, они гораздо в большей степени, нежели впоследствии, пользовались предоставленной им свободой, однако искупительная смерть Христа, распятого за нас на кресте, её сильно приуменьшила. Как Спаситель говорит в Евангелии: "Ныне князь мира изгоняется вон". Ибо смирение Христа и твёрдость святых сильно ограничили дерзость демонов; а потому подстрекателей злых дел следует называть открыто, то же касается и других им подобных. Дьявол ни в чем не усилится против нас, если только не почерпнет силы из наших грехов. Писание остерегает нас, призывая: "Сопротивляйтесь дьяволу и он убежит от вас". И снова: "Не давайте места дьяволу". Поэтому, завершая речь, сказанную к разъяснению предложенного вопроса — почему Бог позволяет совершаться злым делам — я со всей уверенностью заявляю, что доводы были предоставлены удовлетворительные. Ибо если воля демонов всегда враждебна, то власть не может быть несправедлива, поскольку если кто желает совершить дурное, то у него есть право выбора, а это дурное он может совершить только с разрешения Божьего. О том же, как Он относится к совершающим дурные деяния, уже было сказано. Но почему всемогущий Бог допускает, чтобы демоны нападали на людей, используя ведьм, на людей, крещёных во имя Святой Троицы и верящих в единородного сына Господа, Иисуса Христа Ведь нападая на тела и дела дурных, нехороших и неверных людей, они удерживаются от доступа и нанесения вреда добрым и верующим людям; поистине, приговор, позволяющий такое, справедлив. Однако ныне чаще добрые и непорочные люди ослабляются дурными деяниями демонов, временами лишаясь жизни; делается это для того, чтобы мы молча переносили потерю преходящих вещей, что нередко претерпевают и околдованные; многие при этом начинают опасаться, отчего Господь Всемогущий позволяет совершать все это, Он, кто ничего не позволяет совершать несправедливо.
Предлагаемый вопрос ничем не отличается от тех, которые я почерпнул у древних правоверных учёных, так что, насколько смогу, я вкратце и по порядку изложу необходимые доводы. И первым доводом станет следующее — это испытание веры христиан и опыт непорочности, когда те, кого демоны бичуют своими злодеяниями, узнают через страдания плоти, какую веру и любовь к Богу хранят они в глубине души. Нетрудно быть терпеливым, живя спокойно и счастливо, однако когда во время невзгод ожидают помощи от Спасителя верующим с обычным терпением, то это гораздо весомее и говорит о настоящей вере христианской. Святейший Иов, повествуя о своих мучениях, рассказывает, сколь постоянно он верит в Бога; а ведь и до этого, в спокойной обстановке, он, не колеблясь, сохранял чистоту веры. В то же время следует отметить, что те, ко го злодеяния демонов или людей каким-либо образом делали нездоровыми, и они, желая вернуть себе здоровье, ходили ко всяким заклинателям и колдунам и советовались с ними сами, либо через других людей, такие люди выступают против предписаний Бога в церкви. Предпочитая здоровье бренной плоти Господу, они ищут спасения не у Христа, но у дьявола и его слуг. Они предпочитают обращаться к имени дьявола и быть здоровыми, но бесплодными, нежели немного претерпеть во имя любви Христовой и затем вечно радоваться с Ним. Кто же не обращается к колдунам в силу запрещения божьего, предпочитая жить, соблюдая заветы Господни, в скудности и печали, нежели выступать против Него, будучи богатым и телесно здоровым, тот воистину Бога любит и самым точным об разом обретает чистоту веры христианской. Среди христиан, о святейший цезарь, не терпят дурных умом уклонившихся от веры, которые излечивают околдованных с помощью колдовства и через посредничеств. демонов раскрывают кражи и факты прелюбодеяния которые предсказывают будущее по камням и зеркалам. Умоляю тебя, не выслушивай тех, кто игнорирует божественные законы, сих слуг демонов, говорящих что в твоём государстве они полезны потому, что знают, как устранить результаты злодеяний с помощью самих злодеяний. Ибо столь пагубная забота о тел приводит к смерти души, заставляя людей отступать от Бога — творца всего сущего и быть привязанным; к нечестивым, отступавшим от веры демонам, с которыми после смерти они осуждаются на вечные муки.
Второй довод, почему всемогущий Бог допускает чтобы колдовство наносило вред ни в чем неповинным людям, заключается в умножении добродетелей, дабы через мучительное испытание и терпение они заслужили на небесах достойный их венец славы. Ибо говорит святой Августин: "человек не знает, что он может вынести, а что не может; и иногда он устрашается того, что не может делать того, что он, все-таки, мог бы сделать; когда же к нему приступает некто расспрашивающий, человек изыскивает у себя самого то, что было первоначально спрятано в нем, а он о том не знал". Блаженной памяти архиапостол Пётр, когда неожиданно настало испытание, обнаружил скрытую доселе болезнь, о которой ни он, ни другие не знали. Итак, высшим испытанием для человека является неожиданное, что и засвидетельствовано в Священном писании: "Сосуды гончара испытывает печь, а праведных людей — испытание мучением". Легко терпеть процветая, поскольку душа не затрагивается никакими заботами и хотя многие праведники испытывают мучения, Господь наш Иисус Христос освободит их от всех этих несчастий.
Третий довод божественного дозволения заключается в защите смирения, поскольку человек верный и праведный всегда боится Бога и никогда не действует по своей смелости или рассуждению. Вот что говорит Писание о дурных людях: "они не трудятся как люди, а потому их не будут бичевать вместе с людьми". Вот почему они охвачены гордыней, и утаивают они зло своё и нечестие, и полагают, что невзгоды их будто проистекают из-за достигнутого. Бог сожалеет о том, что временами он позволяет обрушивать на добрых и праведных людей различные невзгоды; в благоприятное же время эти люди не могли быть унижены. Однако многие, делаясь униженными в несчастии, впоследствии возвышаются. Осторожное изображение дурных деяний делает доброго человека богобоязненным, и он Усердно взывает о помощи, дабы, укрепившись против нападения демонов, он смог обеспечить себе безопасность. Ибо никто, обуянный гордыней и полагаюшийся только на свои силы, не чувствует себя в безопасности от злодеяний демонов, поскольку таких раздувшихся от спеси людей оставляет защита Божья и он, вне сомнения, становится доступным злодеяниям демонов.
Четвёртый довод состоит в необходимости разделения добрых и злых людей. Ибо говорит Писание в Деяниях апостолов о добрых и милых Богу людях — "через многие невзгоды мы должны войти в Царствие Божие". И святой Павел, друг Христа, в одном послании говорит: "Все, кто желают жить набожно во Христе, пусть претерпят гонение". Также наимудрейший царь Соломон в Притчах повествует: "Которого любя ругает Господь, с тем он поступает, будто отец с сыном". Нет ничего славнее для христианина, чем ради Господа терпеливо переносить невзгоды, плохие ли люди их причиняют, либо демоны. Ибо дьяволу и его слугам дана власть нападать на хороших и праведных людей, однако те не приходят в замешательство, словно стадо старых баранов, но души их преобретают наибольшее и определённое утешение. В самом деле, когда праведный человек живет хорошо, не вредя никому и никому не нанося ущерба, не причиняя никому несправедливости, и любит Бога своего всем сердцем, боится и благоговеет перед Ним, со всем рвением защищая Его предписания и, тем не менее, страдает от колдовства, вредящего телу ли, делам его, а нередко тому и другому, этот человек истинно блаженный, ибо, будучи испытан, воспримет он венец жизни, каковой сулил Господь Бог тому, кто любит Его. Всякий, праведно живущий в единении с верой католической христианской церкви и терпеливо переносящий в этом мире дурное из любви к Господу, несет на себе определённый знак, говорящий о том, что он находится у Бога в постоянной милости. О плохих же и дурных людях написано так: "Живут нечестивые, богатства их поддерживают и создают им уют. Дома их безопасны и спокойны, и нет над ними бича Божия; жизнь свою они проводят хорошо, а затем в какой-то момент нисходят в преисподнюю". Но тут очевиден признак проклятия: если такой человек удачлив и здоров, но живет плохо, в грехах и пороке, он Богу неугоден.
Пятый довод состоит в том, что всемогущий Господь позволяет хорошим и праведным людям страдать от дурных и злых людей ради очищения всеми способами души. Ибо как говорит Писание: "Нет на земле праведного человека, который совершает только доброе и не грешит". Но поскольку Господь ни один грех не оставляет без возмездия, Он, из сострадания, устанавливает добрым людям за их вину временные наказания; нечестивые же и злые караются вечным судом. Из сострадания Он заменяет раскаивающимся вечное наказание на временное, которому они неизбежно подвергаются или в этом мире, или после смерти, в чистилище. Так как, поистине, пытки в чистилище ужасны и тяжелы, сострадательный Господь обычно очищает тех раскаявшихся, которых Он любит, в этой жизни путём наложения разных телесных тягот и невзгод в их делах. Ибо дурные деяния безбожников полезны для добрых и праведных людей в качестве врачевания, а сотворяющим эти деяния — в качестве осуждения.
Шестой довод доказывает, что человек, околдованный благодаря натиску демонов, вновь приходит к раскаянию и в сердце своём обещает, что обязательно пс правит свою жизнь. Потому что всемогущий Бог не вдруг карает нас, когда мы грешим, но до заранее установленного времени ожидает, когда мы исправимся. Если же мы отказываемся раскаяться, к нам приходит, когда мы того не ожидаем, мститель за дурное, которого мы, грешники, в спокойное время гордо не признаем, в невзгоде же, наконец, запоздало принимаем. Святой пророк в лице Бога говорит, восклицая, следующее: "Если они пренебрегают законом моим и моего сына, и не поступают по решениям моим, и не защищают мои поучения, я укрощу их немилость железом и грехи их плетьми, и сострадание моё не распространится на них, но не наврежу я в истине моей".
Седьмым же доводом, почему всемогущий Бог дозволяет, чтобы дурные деяния демонов подавляли добрых и невинных, является то, что ими уничтожается слишком большая возможность грешить. Ибо есть много бедных и слабых, Богу угодных, добрых и покорных, и униженных, которых скудность и телесная болезнь сохраняет в любви к Богу; и есть те, которые, будучи богатыми и возвышенные почестями, быстро низверглись от предложенной святости в бездну порока. Не ведут к спасению всех тех, кто имеет здоровье, почести и богатства, равно как более продолжительная жизнь не всегда делает человека лучше. Кроме того, всемогущий Господь, желая распространить на избранных им своё сострадание, разрешает подвергать различным бедам людей добрых, праведных и невинных. И, то через демонов, то через плохих людей, то посредством различных других мер и деяний Он лишает таких людей богатства и почестей, каковые, по Его мнению, плохо использовались, покуда в бедности и унынии храня смирение, они не поймут, как, проживая в богатстве и почёте, они в действительности в меньшей степени оберегали себя. Также Он позволяет насылать на них многие великие недуги и причинять им, обладающим цветущим плотским здоровьем, наивысшие душевные страдания. Кроме того, Он позволяет доводить человека с помощью колдовства до смерти с тем, чтобы лишить возможности грешить тех, кто неправедно пользовался земными благами в этой жизни. Вот что говорит Писание о праведном муже: "Похищен он, но не изменит лукавство разум его, и не обманет притворство душу его".
Восьмой довод божественного позволения состоит ь том, что люди, почитающие таинства церкви, обладают великим мужеством в борьбе против всех дурных деяний злобствующих духов. Ибо тому, кто должным образом почитает таинства и обряды католической церкви, реже досаждают своими нападками демоны. И очень часто мы слышали из собственных признаний самих колдунов, что они, слушая мессу и используя вещи, благословенные церковью, значительно ослабляли могущество демонов. Ибо не напрасно славили они в церкви Бога, и есть среди них такие, которые для укрепления божественной защиты показывают демонам знаки устрашения. Ничуть не сомневаясь, мы можем сказать о мальчиках и детях, крещённых во Христе и умерших когда-либо из-за происков демонов или людей, что все это позволило совершить божественное провидение ради спасения, ибо оно все обновля ет к лучшему и приводит в порядок земное. Однако часто бывает и так, что дети погибают вследствие колдовства, а также из-за преступлений родителей.